Ольга Наумова
Консультация для родителей «Игра в эмоции, эмоция в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, наверное, каждый человек слышал и читал о том, что игра – самый важный вид деятельности для ребенка, что это невероятно полезно, что игровая деятельность развивает, психологически укрепляет и т. д. При этом не так-то просто понять, с чего игра начинается, какую деятельность можно назвать игровой, по каким критериям определить игру и – самое любопытное – как понять, что вот именно эта игра полезная и развивающая, а вон та – сомнительная и решает какие-то не те, не наши задачи?
Публикация «Консультация для родителей „Игра в эмоции, эмоция в игре“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Сама идея игры была за последние годы растиражирована и многократно искажена. В книгах и тетрадях по развитию интеллекта ребенка часто можно встретить приглашение: «Давайте поиграем», а под ним – прописи, которые нужно сопровождать песенкой, или картинки, которые нужно скопировать по образцу. Опытный педагог и психолог воскликнет: а где же здесь игра? Игры-то здесь уже и нет…
Когда мы говорим «игра», часто имеем в виду определенный законченный сюжет или набор правил (игра в мяч, игра в нарды, игра в гости и т. д.). Поначалу мы заметим в действиях малыша не такие развитые, завершенные структуры, а отдельные элементы игровой деятельности, крайне ценные и показательные. Поэтому предлагаю искать пока не игру как таковую, а элементы игры. Они проявляются достаточно рано, их характеризует попытка обобщения, осмысления, проектирования реальности.
Казалось бы, что может проектировать этот годовалый товарищ, у которого то и дело мячик падает из рук? Смотрим!
Вот малыш старается взять в руки погремушку. Берет ее неловко, она падает, малыш снова тянется за ней, снова роняет… Похоже, он очень увлечен, но его деятельность – это освоение навыка. Для игры здесь не хватает моделирования.
А вот малыш снимает с себя шапку, пытается надеть обратно на голову, у него ничего не получается, и тогда он начинает надевать шапку себе на ногу. Потом на руку. Потом на погремушку. Все это его увлекает и забавляет, возможно, он даже хохочет, когда то, что обычно носят на голове, оказывается у него на пятке или в другом неожиданном месте.
В обоих случаях описаны ситуации предметно-манипулятивной деятельности ребенка, но во второй ситуации малыш на один важный шаг приближается к игре, так как он демонстрирует: а) понимание модели (если шапка, то она должна быть на голове); б) слом модели (а мы возьмем да и наденем на ногу).
Выделяют несколько пластов игры -первый пласт – тихий и незаметный, часто нам даже не удается его распознать. Это скрытая игра, в которой малыш занимает роль наблюдателя. По полчаса перебирает бусы, катает мячик, внимательно смотрит на ветви деревьев, которые проплывают над ним, когда он едет в коляске по знакомой улице. В этот момент в сознании ребенка уже происходят процессы, которые питают игру: он осмысляет то, что видит.
Эта скрытая игра – не тот этап, от которого нужно срочно переходить к чему-то более сложному и развивающему. Игра-наблюдение останется с вами на долгие годы. Когда ваш ребенок будет битый час водить палочкой по луже (а вы – мечтать о том, чтобы он уже оторвался от нее и пошел за вами в магазин, когда будет один за другим выбрасывать камешки в пруд, скидывать на пол все круглое, что найдет, и смотреть, как оно катится в самый дальний и неудобный угол, куда-нибудь под шкаф – все это тоже игра. Внутренняя, тонкая, в высшей степени интеллектуальная игра, которой пока далеко до ролей и правил, и все-таки ее не стоит разрушать без особой необходимости.
Второй пласт игры – развивающий – начинается тогда, когда в игру «стучится» взрослый. Дает обратную связь, чаще всего эмоционально ярко окрашенную. Вам решать, какой будет ваша реакция. Вот двухлетний ребенок загнал под шкаф все пульты от всех приборов. Можно, конечно, рассердиться или расстроиться. А можно и удивиться: ничего себе, и как это у тебя так получилось? Порадоваться: ну вот, ты уже освоил шкаф! Посмеяться: хитрец, ты развел меня на то, чтобы полезть под шкаф со шваброй, отличный повод помыть пол. Погрустить: бедные пульты, все в пыли теперь…
А лучшее, что мы можем сделать с игровым посылом ребенка, это поймать интерес. Вот ребенок живо увлекся каким-нибудь предметом, местом, занятием; это может быть лес, дерево, стена дома, гриб, палка, лужа, шишка, детская горка, фонарный столб, что угодно. Мы можем понемногу начать предлагать ребенку обыграть то, что ему интересно (то есть смоделировать, провести аналогию, придумать правила).
Пример: ребёнок полутора-двух лет вышел во двор и «залип» на скамейку. Смотрит и смотрит на нее, нерешительно тюкает ее лопаткой и никак не хочет идти к привычной песочнице. Круто, вот она, игра! Между рейками скамейки такие удобные щели. Что бы с ними такого сделать? Предложите малышу набрать травинок, палочек и пропускать их через щели. Вниз подставить ведро. Ого, так они падают в ведро! А если свой шарф пропустим? А если завяжем между рейками? А если зима – то это просто праздник! На заснеженной скамейке можно сначала нарисовать несколько простых объектов, потом счистить лопатой, потом насыпать новую кучу снега и сформировать из нее домик, слепить мини-снеговичка, устроить прилавок, на котором будут продаваться снежные пирожки…
Пока ребенок увлеченно следит за вами, пытается совершать какие-то действия, сломать, убрать, починить, добавить – он внутренне играет. Постепенно его участия в играх будет все больше; в какой-то момент он сам придумает, что делать с вот этой палкой, веткой, камнем, ведром и т. д. Но, чтобы это получилось, игру сначала нужно «напитать».
Чем больше мы даем ребенку игры, тем скорее он сможет от нас «открепиться» и начать действовать сам. Когда мы играем с ребенком вот так, вокруг простого предмета или простого явления (падение воды, катание круглого мяча, соединение и разъединение двух деталей конструктора) – мы даем ему инструменты для дальнейшего самостоятельного путешествия.
Показываем, что игра, которая уже происходит у него в голове, может вылиться наружу, и это интересно, и мама с папой этому очень рады. Поначалу в игре интересен взрослый, который что-то делает, потом интересно попробовать сделать что-то самому, потом интересен весь окружающий мир. Так вы учите ребенка самостоятельно увлекаться песком, водой, тропой, лопаткой, деревом. Это большой и прочный камень в фундаменте эмоционального интеллекта ребенка.
Но вернемся к трем пластам игры. На втором пласте малыш имеет право «застрять» надолго, на целые годы. Нормально, когда даже в младшем школьном возрасте ребенок, как в раннем детстве, на прогулке выбирает себе какой-нибудь предмет и начинает его «обыгрывать» : из лужи могут вырастать моря и реки, из дерева – магические объекты, ведьмины домики, белкины жилища… Все это очень ценные и адекватные этапы развития игры. Свободная смысловая игра – основа всей деятельности ребенка, и это ему только на пользу.
Годам к трем у ребенка добавляется и интерес к другим детям, и желание установить более четкие правила – это третий пласт игры. Игра по правилам – это «высший игровой пилотаж», ребенок двух-трех лет если и может его освоить, то вряд ли будет им живо интересоваться. Зато третий пласт игры включается, когда взрослый пытается научить ребенка какому-нибудь полезному навыку. Здесь отлично работает система условных рефлексов.
Например: ребенку бросили мячик, ему похлопали. Всякий раз, когда бросает мячик, ему хлопают. Если ребенок захотел, чтобы ему захлопали, – надо бросить мячик.
Когда мы собираем машинки в коробку, мама приговаривает вот этот стишок. Каждый раз она так делает. Вот она говорит стишок, значит, я буду собирать машинки. Мама рада – значит, я правильно понял условия игры. Я молодец.
Самое главное о третьем уровне игры: она остается игрой, с правом на ошибку, на возможность действовать в своем темпе или отказаться от участия. Задача взрослого – сделать так, чтобы игра не уходила из вашей повседневности.
Настоящая игра – как застывающая на воздухе полимерная глина. Пока материал мягкий, податливый, легкий, теплый в наших руках – мы играем, придаем ему любую форму, поворачиваем так и эдак, смешиваем цвета и формы.
Но если игру не разминать, не разогревать, она застывает, становится жесткой и ломкой. Точно так же то, что мы считали игровой деятельностью, может в один момент закостенеть, застыть и утратить свою пластичность. Теперь это уже не игра, а просто статуэтка.
Например, малыш сидит за столом и стучит ладошкой по столу. Вы начинаете стучать вместе с ним, наговаривая какие-нибудь стихи или потешки, в определенный момент совершая какой-то неожиданный жест или издавая звук. Малыш смеется, разгадывает вашу игру, старается подгадать. Но вот ему не удается разгадать ваш замысел, он делает что-то невпопад. Вы берете его ручки и пытаетесь повторить ими действие, которое придумали или вычитали в книге. Или вы хотите, чтобы малыш сделал именно так, как полагается по умной «развивающей» книге, если он начинает смеяться или делать не так, поправляете его… вот игра и закостенела. В следующий момент она сломается.
ЧТОБЫ ИГРА ОСТАВАЛАСЬ ИГРОЙ, НУЖНО ЗАБЫТЬ О ПРЕДПИСАНИЯХ, ЗАУЧЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ, О КАТЕГОРИЯХ ПРАВИЛЬНОГО И НЕПРАВИЛЬНОГО. В ИГРЕ НЕТ ВЕРНОГО И ОШИБОЧНОГО, ЕСТЬ РАЗНОЕ, И В ЭТОМ ЕЕ ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ.
Если нет неправильного варианта, значит, есть много путей и трактовок. Возможность тысячу раз переиграть один и тот же сценарий, попробовать еще раз, сыграть иначе, сыграть наоборот, снова без рисков для себя перепугаться, порадоваться, удивиться, рассердиться. Перелепим, перестроим, перепридумаем, если что.
Игра – безопасна. Малыш должен осознавать, что он ничем не рискует. Настоящей беды, настоящей обиды, настоящих неприятностей в игре не может быть. Именно поэтому игра – это самый мягкий способ развить свои эмоции и навыки.
Игра – это интересно. Поэтому и не может быть никакой игры по принуждению: пока ребенок вовлечен, игра живет, а как только он утратит интерес – эта игра угаснет, станет застывшей формой, а ей на смену придет новая.
А еще игра – это не про результат. Если мы в игре учимся собирать деревянные яблочки в корзину или попадать молотком по костяным гвоздикам – нам в общем-то все равно, сколько яблочек осталось лежать на полу и все ли гвоздики получилось забить. Нам интересно делать. В самом процессе игры есть и интерес, и смысл, и награда.
Игра – разнообразна. Вчера мы бросали мяч так, а сегодня будем бросать иначе. Целую неделю размазывали варенье по тарелке, рисуя на нем забавные рожицы, а теперь будем капать варенье на стол и смотреть, что получится (о ужас, как же все это отмыть – но все это за кадром, за кадром, пусть малыш не почувствует, что его игра – преступление против порядка).
Полезно играть с разных позиций : вот ты стоял, а вокруг тебя бегала мама, а теперь мама постоит, а ты побегаешь вокруг. Вот ты повар, который варит суп, а вот ты мишка, который ест суп, а вот ты вообще грузовик, который привез овощи для супа.
Это не значит, что нельзя строить и разыгрывать одно и то же по проверенному сценарию: в игре вообще очень мало «нельзя». Если сам ребенок «залип» на конкретном ритуале и игровом сюжете, позвольте его исчерпать, повторяя день за днем, – но не забывайте предлагать что-то новое.
Игра хороша, когда взрослый идет за ребенком. Именно ребенок – автор, сценарист и главный режиссер в игре. Если прямо сейчас он чем-то занят, совершает какое-то действие – не спешите помогать советом или показывать, как на самом деле надо клеить домик или лепить куличики. Позвольте ему самому найти удобный способ, будьте продюсером, а не автором игры.
Ребенку не нужна какая-то особенная игра, особенная искусственная интонация. Он играет примерно так же, как и мы: наблюдает, сравнивает, отвечает конкретным действием на действие, ищет аналогии, любуется придуманной моделью. Вам не нужно ни сюсюкать, ни действовать против собственной воли, ни прикидываться дурачком. Попробуйте понять, какая игра радует и вдохновляет вас, – и пригласите ребенка в эту игру. Научите его тому, что радует вас. Спойте песню, которая звучит сейчас у вас в голове. Если не любите говорить – просто ловите и отпускайте руки малыша, ставьте кубик на кубик, раскладывайте мелкие предметы по кучкам – и позвольте ребенку включаться в этот процесс.
Игра всегда живет в человеке, взрослея, мы не расстаемся с ней. Дети – это отличный повод вернуть себе игру, найти в ней вдохновение, стать эмоционально сильнее и устойчивее.
Что стоит запомнить о том, как играют дети от 1года до 3лет
• Игра – это естественный вид деятельности для ребенка от года до трех. Это самый безопасный и полезный способ познавать мир.
• Все родители ждут, когда дети наконец начнут играть сами, – но парадокс в том, что дети не начнут играть сами, пока не наиграются с родителями. Сначала мы, взрослые, даем инструменты для игры, затем ребенок постепенно их осваивает и в конце концов перестает постоянно нуждаться в компаньоне.
• Игровая деятельность жизненно необходима для развития эмоционального интеллекта. Даже в самых простых, первоуровневых играх, таких как прятки или «собирай – разбрасывай», ребенок радуется, удивляется, сердится, печалится, немного пугается – и все это происходит легко и безопасно.
• Игра может стать потрясающим источником ресурса для родителей – если не превращать ее в досадную обязанность или не снисходить до игры как до чего-то неважного и исключительно детского. Разглядите в себе вдохновение, и, играя с ребенком, вы будете получать радость.