Татьяна Шубенкова
Дидактическое пособие «Ложка-эмоция»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Ложка-эмоция» для детей старшего дошкольного возраста.
В нашем музыкальном зале организован мини-музей «Чудо-ложки», с которым я уже познакомила вас, дорогие коллеги, ранее (публикация от 3 февраля 2018 года). Основной идеей создания мини-музей было музыкальное воспитание, основанное на традициях народной инструментальной культуры, доминантой в которой являются различные формы детской активности с помощью деревянных ложек.
Публикация «Дидактическое пособие „Ложка-эмоция“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр на ложках и лопатках
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2021
Ложка может иметь неспецифические свойства, выступая в роли предмета. Сегодня я вас познакомлю с «Ложкой», которая активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Достаточно взять нераскрашенную ложку и с внешней стороны черпака нарисовать лики, передающие различные экспрессивные эмоциональные состояния человека: веселье, удовлетворение, радость, равнодушие. Удивление, печаль, злость, обиду, страх и др. Для лучшего эффекта и нейтральности при восприятии эмоциональных состояний рисунок на ложках я сделала в минимальном цветовом решении: контур и детали нарисовала коричневой краской. Такие ложки удобно держать в руке, тактильный контакт с натуральным материалом (деревом) способствует дополнительному сенсорному воздействию на ребёнка.
Основные виды работы с использованием «ложки-эмоции»:
1) Рассматривание ложек с различными изображениями эмоционального состояния человека (описание «человек грустный, потому что у него…», или личное состояние «я был радостным, так ка у меня…», или состояние товарища «Саша обиделся, потому что…». Понимание своих эмоций происходит через познание других людей.
Дидактические свойства ложек могут рассматриваться и в области формирования нравственных понятий: ребенок визуально дифференцирует положительные и отрицательные эмоции, делает вербальную оценку эмоциональных проявлений. То, что ребенок оценивает эмоциональные проявления, свидетельствует о развитии у него самостоятельности суждений и мыслительной инициативы.
2) Во время музыкального занятия, или занятия кружка можно предложить выбрать ребенку ложку-эмоциональное состояние, которая наиболее подходит к настроению ребёнка. Для педагога это будет экспресс-тестом для определения индивидуального подхода к конкретному ребёнку, поводом для выяснения причин, особенно в случае негативных эмоций, и принятия дифференцированных действий.
3) Во время прослушивания музыкальных произведений известных композиторов, а также произведений русского песенного творчества, которые ярко передают то или иное эмоциональное состояние. Включение разнообразных музыкальных произведений влияет не только на развитие музыкальных способностей ребенка, но и на развитее интеллект и творческих способностей. Ложки в данном случае помогают ребенку отображать через зрительный образ возникшие у него во время прослушивания музыкального произведения ассоциации и эмоциональные переживания.
Например, веселье – р. н. м. «Полянка», П. И. Чайковский «Игра в лошадки» из цикла «Детский альбом»;
печаль – р. н. п. «Степь да степь кругом», А. Гречанинов «Жалоба» из цикла «Пастели»;
обида – р. н. п. «Миленький ты мой», Д. Кабалевский «Три подружки». «Пляска»;
радость р. н. п «Во кузнице». И. Штраус Полька «Трик-трек»;
равнодушие – р. н. п. «Сидит Дрема», Клод Дебюсси «Лунный свет»;
злость – Модест Мусоргский «Баба-Яга» и т. д.
Такой вид деятельности позволяет развивать у детей полноту восприятия во время слушания музыки. Ребенок эмоционально откликается, осмысливает звучащие музыкальные образы.
В дошкольном возрасте дети довольно открыто выражают свои чувства. А так как ритм в своей основе носит эмоциональный характер, то детям можно предложить исполнить несколько ритмических упражнений. Например, после прослушивания произведения детей прошу простучать на обычных ложках то настроение, которое изображено на ложке-эмоции. На ложках дети передают прежде всего свое отношение к услышанному, пытаются отобразить его ритм.
Таким образом происходит соединение эмоциональных проявлений детей, самих особенностей воздействия ритма и визуального отображения на ложках эмоционального настроения.