Юлия Егорова
Конспект занятия «Хвойные леса и их обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хвойные леса и их обитатели».
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о природе, о многообразии окружающего мира: хвойных деревьях (ель, сосна, лиственница, диких животных и птицах (какие животные и птицы находят пищу в хвойном лесу). Знакомство с понятием «лес».
Публикация «Конспект занятия „Хвойные леса и их обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
Уточнить представления детей о разном назначении хвойного леса в жизни человека: оздоровительная, эстетическая, хозяйственная;
Формировать умение обследовать предметы (шишки) разной формы: при обследовании включать движения рук по предмету;
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Развивать умение делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями; употреблять слова в точном соответствии с их смыслом; упражнять в образовании однокоренных слов; умении поддерживать беседу; монологическую форму речи;
Совершенствовать умение передавать в рисунках образ ели, умение создавать новый тёмно-зелёный оттенок; создавать плакат, направленный на сохранение елей;
Расширять кругозор детей, знакомя с тем, почему ель бывает зелёной и зимой, и летом;
Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Материал:
иллюстрации хвойных деревьев, ветки сосны и ели, «ящик ощущений», в котором лежат: шишки сосны, ели, кедра, лиственницы; изображение ели, карточки с изображением птиц и животных: дятел, снегирь, синица, сорока, клёст, белка, рысь, лось, медведь и т. д. ; 2 схемы.
Предшествующая работа:
Чтение рассказов о ели, сосне, пихте, лиственнице, кедре из книг: «Растения леса» «Атлас родной природы», авторы Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов; «Лесная мозаика» В. Зотова, «Планета – наш дом» Н. А. Рыжовой; чтение экологических сказок; чтение стихотворения С. Я. Маршака «Праздник леса»; цикл наблюдений за елью, составление схемы, организованная деятельность «Путешествие в тайгу»; рисование ели и сосны разными способами.
Ход:
В группе детей встречает Лесовичок. Приветствует детей и говорит:
- Я для вас приготовил задания, но прежде чем их искать выполнять, отгадайте мою загадку:
Что за странная девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
После этого дети подходят к первому заданию – картинам хвойных деревьев.
- Какой лес нарисован на картинке?
- Какие хвойные деревья вы знаете?
- Чем хвойный лес отличается от лиственного леса?
- Как вы узнали, что это ель? (сосна)
- Как называется лес, в котором растут только сосны? (бор)
- Как называется лес, в котором растут только ели?
- А сейчас послушайте загадку:
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница).
- А почему вы так решили?
И ещё одна загадка:
Какая красавица.
Раз в год одевается?
Лесовичок хвалит детей, и все вместе идут к следующему заданию.
На столе лежат ветки сосны и ели. Дети определяют, какая ветка от ели, а какая от сосны и почему? (Добиваться, чтобы дети в речи использовали слово «хвоя»).
- А сейчас мы пойдём к следующему заданию, там нас ждёт загадка и отгадка. На столе стоит «ящик ощущений», а вней лежат сосновые, еловые, лиственничные, кедровые шишки. Дети на ощупь определяют шишки и называют, от какого дерева.
Следующее задание:
Что под нами вверх ногами?
(Корень).
Детям вносится изображение корней сосны и ели. дети определяют, от какого дерева корни и что связано с таким расположением корней.
Лесовичок хвалит детей и предлагает следующую загадку:
Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка).
На планшете рассоложен рисунок ели, на столе карточки птиц и животных, которые находят пищу и дом в хвойном лесу, и вставляют в прорези ели.
Следующая загадка:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает? (Дерево).
Дети переходят к следующей схеме, на которой показано разное назначение хвойного леса в жизни человека.
- Окошечки на карте закрыты, нужно подойти, открыть окошечко и рассказать, что делают из древесины и хвои хвойных деревьев.
- Молодцы, как вы много знаете о хвойных деревьях и думаю, что Лесовичок доволен вашими ответами.
А сейчас послушайте мой рассказ о том, почему хвойные деревья круглый год стоят зелёными.
У хвойных деревьев хвоинок гораздо больше, чем листьев на самом раскидистом дереве. Сбрось ель осенью весь свой колючий, зелёный наряд – ей, чтобы одеться густой хвоёй, всей весны и лета не хватит. Так долго будут расти хвоинки. Хвойные деревья тоже меняют свои хвоинки, но не сразу, а постепенно. Ели, чтобы полностью «переодеться», сменит все старые иголки, нужно около 9 лет. У лиственницы хвоя растёт быстрее и вырасти за лето она, успевает, а раз ей весеннего и летнего времени хватает, чтобы поменять хвоинки, то осенью она сбрасывает хвою. Вот почему хвойные деревья зимой и летом бывают зелёными.
Дети становятся как ёлки, изображают ель, ёлочку, ёлку.
Садятся за столы.
- Лес – это замечательное природное богатство, поэтому лес надо беречь. Но, ребята, Лесовичок очень расстроен тем, что скоро наступит праздник - Новый год и в лесу начнут рубить ёлочки, а ему жалко каждое деревце. А вам жалко ёлочки?
- Лесовичок, в детском саду тоже будет праздник, но мы будем украшать искусственную ёлку. Сейчас, чтобы стоял запах хвои, люди придумали ароматизаторы, я сейчас включу аромалампу, и пока мы будем рисовать, у нас в группе будет пахнуть хвоей.
Нарисуем плакаты про ель, чтобы напомнить людям о том, что ель – живая и ей лучше расти в лесу.
Показываю плакат природоохранного содержания, на нём слова, призывающие любить и беречь природу. Задача детей – придумать плакат про ёлку, нарисовать его, сочинить слова, которые следует написать на плакате.
Дети рисуют.
Полное изготовление плакатов осуществляют в течение дня, рассматривают их.
Чтение стихотворения «Живи, ёлочка!»