МААМ-картинки

План по самообразованию «Графические навыки и умения как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте»

Смирнова Наталья Николаевна
План по самообразованию «Графические навыки и умения как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

в старшей логопедической группе

для детей 5 – 6 лет

на период октябрь 2022 года – апрель 2023 года

Воспитатель:

Смирнова Наталья Николаевна,

Пояснительная записка

Тема: «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

Публикация «План по самообразованию „Графические навыки и умения как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Русский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя :

-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);

-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выборы необходимых направлений)

-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

Цель: Развитие начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.

Задачи, связанные с развитием детей:

1. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь

2. Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи

3. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости

4. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями

5. Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции

Задачи, по самообразованию :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».Реализовать программу по «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

2. Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.

Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

1. Просвещать родителей (законных представителей) в теме «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

2. Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми играм на «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

Используемые принципы при реализации программы:

1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей раннего возраста практически апробированными методиками.

2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.

3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.

4. Динамичность: интеграция модуля в разные виды деятельности.

5. Комплексность и интегративность: решение задач художественно-эстетического развития в системе всего образовательного процесса.

Педагогическая диагностика

Периодичность мониторинга 2 раза в год: в октябре и апреле. (см. Приложение№1)

Работа с детьми

Количество занятий: 1 раз в неделю - 25 минут. Занятие организуется педагогом в вечернее время за рамками образовательной деятельности.

Количество занятий в год –29 занятий (включая диагностику в октябре и апреле, творческие недели)

Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Месяц Неделя Содержание работы

Октябрь 1 Диагностика

2 Диагностика

3 «Раскраска». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения.

4 "Обведи квадрат". Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. "Соскальзывание" карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.

Ноябрь 1 «Дорога». Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге "машину" до дома так, чтобы она "ехала" точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.

2 "Дождь". Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические движения сопровождаются словами "кап-кап", произносимыми в быстром или медленном темпе.

3 «Нарисуй по точкам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Формировать умение обводить рисунок по точкам.

4 Игра "Парашютисты". В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты, внизу - небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз "посадить" своих парашютистов.

Декабрь 1 «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

2 «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Штриховка двумя руками одновременно.

3 «Штриховка горизонтальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Продолжать формировать умение заштриховывать изображение горизонтальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

4 «Раскраска для внимательных». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивать зрительное внимание, память.

5 «Раскрась по цифрам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Январь 2 «Дорисуй узор».

Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

3 «Штриховка диагональная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

4 Упражнение «Учимся проводить линии сверху вниз и снизу вверх» -развивать графические умения.

Февраль 1 Рисование замкнутых петлеобразных линий, развитие гибкости руки.

2 Соединение предметов плавной линией, упражнение в рисовании по клеточкам.

3 Рисование по клеточкам выдерживая ритм орнамента.

4 Соединение точек плавной линией,

отработка уверенных движений руки.

Март 1 Отработка вращательных движений руки.

2 Штриховка длинными штрихами, регулируя силу нажима.

3 Прорисовывание недостающих элементов.

4 Познакомить детей, что такое клетка. Лучше начать с самого простого : - одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1, одну клеточку влево (1). Получился квадратик.

Апрель 1 повторение рисунка по клеточкам

2 повторение рисунка по клеточкам

3 Диагностика

4 Диагностика

План работы с родителями

Месяц Мероприятие

октябрь Анкетирование родителей на тему «Формирование графомоторных навыков»

ноябрь Буклет-рекомендация для родителей "Развиваем правильно графические навыки ребёнка"

декабрь Консультация для родителей на тему: "Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма

январь Рекомендации для родителей

«Формирование графических навыков у дошкольников»

февраль Изготовление папки передвижки. Формирование графических навыков у дошкольников

март Консультация на тему: "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников"

апрель Фотовыставка работ детей и занятий с детьми.

Возможные изменения в плане.

Этапы реализации

I. Подготовительный этап (октябрь 1-2 неделя 2021г.)

- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.

- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.

- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.

- Проведение входной диагностики.

II. Этап реализации (октябрь – апрель)

- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями

III. Заключительный этап (апрель 3-4 недели 2023г.)

- Проведение итоговой диагностики.

- Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год

Приложение 1

Механизм педагогической оценки

Для мониторинга используется разработанная авторская таблица и критерии оценки.

Ф, И ребёнка Критерии оценивания

Умение правильно держать карандаш;

Умение проводить прямые, ломаные и замкнутые линии; Упражнения на дорисовывание Итого

нг кг нг кг нг кг нг кг

По окончании реализации программы воспитанник должен:

- Уметь держать в руках карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

-Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

- Завязывать узелки на веревке.

-Ребенок должен уметь обводить контуры по точкам, клеточкам и пунктиру;.

- Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

- Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

Литература

1. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

2. Т. С. Голубина «Чему научит клеточка».

3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб. : КОРОНА-Век, 2007. — 32 с, ил.

4. Олеся Жукова «Рисуем по клеточкам и точкам.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Создание дидактического материала для подготовки руки к письму в Microsoft WorldСоздание дидактического материала для подготовки руки к письму в Microsoft World Добро пожаловать, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами научимся создавать свои пособия в обычном текстовом редакторе, которым каждый из.

Военные патриотические игры в старшем дошкольном возрасте Военные патриотические игры в старшем дошкольном возрасте Дошкольное детство – это период, в котором формируется духовно-нравственные основы.

Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письмуЗначение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму. Уже давно известно, какую пользу несет моторика руки: это развитие соответствующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Графические навыки и умения как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 27 марта 2023 в 21:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Графические навыки и умения как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Наталья Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД