Смирнова Наталья Николаевна
План по самообразованию «Графические навыки и умения как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
в старшей логопедической группе
для детей 5 – 6 лет
на период октябрь 2022 года – апрель 2023 года
Воспитатель:
Смирнова Наталья Николаевна,
Пояснительная записка
Тема: «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
Публикация «План по самообразованию „Графические навыки и умения как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
Русский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя :
-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);
-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выборы необходимых направлений)
-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
Цель: Развитие начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.
Задачи, связанные с развитием детей:
1. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь
2. Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи
3. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости
4. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями
5. Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции
Задачи, по самообразованию :
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».Реализовать программу по «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
2. Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.
Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
1. Просвещать родителей (законных представителей) в теме «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
2. Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми играм на «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
Используемые принципы при реализации программы:
1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей раннего возраста практически апробированными методиками.
2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Динамичность: интеграция модуля в разные виды деятельности.
5. Комплексность и интегративность: решение задач художественно-эстетического развития в системе всего образовательного процесса.
Педагогическая диагностика
Периодичность мониторинга 2 раза в год: в октябре и апреле. (см. Приложение№1)
Работа с детьми
Количество занятий: 1 раз в неделю - 25 минут. Занятие организуется педагогом в вечернее время за рамками образовательной деятельности.
Количество занятий в год –29 занятий (включая диагностику в октябре и апреле, творческие недели)
Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Месяц Неделя Содержание работы
Октябрь 1 Диагностика
2 Диагностика
3 «Раскраска». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения.
4 "Обведи квадрат". Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. "Соскальзывание" карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.
Ноябрь 1 «Дорога». Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге "машину" до дома так, чтобы она "ехала" точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.
2 "Дождь". Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические движения сопровождаются словами "кап-кап", произносимыми в быстром или медленном темпе.
3 «Нарисуй по точкам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Формировать умение обводить рисунок по точкам.
4 Игра "Парашютисты". В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты, внизу - небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз "посадить" своих парашютистов.
Декабрь 1 «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
2 «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Штриховка двумя руками одновременно.
3 «Штриховка горизонтальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Продолжать формировать умение заштриховывать изображение горизонтальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
4 «Раскраска для внимательных». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Развивать зрительное внимание, память.
5 «Раскрась по цифрам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Январь 2 «Дорисуй узор».
Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
3 «Штриховка диагональная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
4 Упражнение «Учимся проводить линии сверху вниз и снизу вверх» -развивать графические умения.
Февраль 1 Рисование замкнутых петлеобразных линий, развитие гибкости руки.
2 Соединение предметов плавной линией, упражнение в рисовании по клеточкам.
3 Рисование по клеточкам выдерживая ритм орнамента.
4 Соединение точек плавной линией,
отработка уверенных движений руки.
Март 1 Отработка вращательных движений руки.
2 Штриховка длинными штрихами, регулируя силу нажима.
3 Прорисовывание недостающих элементов.
4 Познакомить детей, что такое клетка. Лучше начать с самого простого : - одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1, одну клеточку влево (1). Получился квадратик.
Апрель 1 повторение рисунка по клеточкам
2 повторение рисунка по клеточкам
3 Диагностика
4 Диагностика
План работы с родителями
Месяц Мероприятие
октябрь Анкетирование родителей на тему «Формирование графомоторных навыков»
ноябрь Буклет-рекомендация для родителей "Развиваем правильно графические навыки ребёнка"
декабрь Консультация для родителей на тему: "Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма"»
январь Рекомендации для родителей
«Формирование графических навыков у дошкольников»
февраль Изготовление папки передвижки. Формирование графических навыков у дошкольников
март Консультация на тему: "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников"
апрель Фотовыставка работ детей и занятий с детьми.
Возможные изменения в плане.
Этапы реализации
I. Подготовительный этап (октябрь 1-2 неделя 2021г.)
- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.
- Проведение входной диагностики.
II. Этап реализации (октябрь – апрель)
- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями
III. Заключительный этап (апрель 3-4 недели 2023г.)
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год
Приложение 1
Механизм педагогической оценки
Для мониторинга используется разработанная авторская таблица и критерии оценки.
Ф, И ребёнка Критерии оценивания
Умение правильно держать карандаш;
Умение проводить прямые, ломаные и замкнутые линии; Упражнения на дорисовывание Итого
нг кг нг кг нг кг нг кг
По окончании реализации программы воспитанник должен:
- Уметь держать в руках карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
-Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
- Завязывать узелки на веревке.
-Ребенок должен уметь обводить контуры по точкам, клеточкам и пунктиру;.
- Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
- Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
Литература
1. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
2. Т. С. Голубина «Чему научит клеточка».
3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб. : КОРОНА-Век, 2007. — 32 с, ил.
4. Олеся Жукова «Рисуем по клеточкам и точкам.