МААМ-картинки

Формирование навыков чтения в начальных классах школы-интерната VIII вида

Наталья Шкурупий
Формирование навыков чтения в начальных классах школы-интерната VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы

Благовещенская специальная коррекционная общеобразовательная

школа- интернат VIII вида

Тема: «Формирование навыков чтения»

Подготовила: учитель нач. классов

Петерс Наталья Викторовна

2011-2012 учебный год

Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся медленно и с большим трудом. Остановимся на особенностях и приемах формирования основных навыков чтения в период перехода учащихся с нарушением интеллекта от послогового способа чтения к чтению целыми словами.

Публикация «Формирование навыков чтения в начальных классах школы-интерната VIII вида» размещена в разделах

Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов в роли художественных средств.

Виды работы: подготовка к первичному восприятию текста; установка на целенаправленное восприятие текста; первичное восприятие текста; беседа в связи с разборкой частей текста и всего рассказа; словарная работа; работа над планом; пересказ; разбор жизненных ситуаций; заключительная, обобщающая беседа.

Следующий вид работы - работа над правильностью чтения. Особое внимание следует уделить работе над ошибками: учитель фиксирует все ошибки; ошибки в окончании слов; ошибки искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного чтения.

Начиная с 3 класса отрабатывать навык плавного чтения целыми словами - ежедневная тренировка учащихся в чтении; неоднократное перечитывание текста на уроке; предварительная ориентация учащихся перед чтением текста; чтение трудных слов, встречающихся в тексте; предварительное чтение текста про себя; использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.

Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается с 1 класса, но становиться более конкретной в 3, 4 классах.

Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также в специально структурно выделенных частях урока чтения; на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.

Систематическое использование всех этих заданий принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. При использовании данных заданий у детей обогащается словарный запас, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение строить предложения, правильно и последователь излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.

Дыхательная гимнастика.

Цель: формирование навыков владения дыханием, развитие координированных движений речевого аппарата.

1. «Снегопад», «Листопад», «Одуванчик», «Бабочка», «Кораблик» - подвесить на подвижные «сенсорные кресты» и предложить детям дуть на них под музыку.

2. «Задуйте свечу»

3. «Обрызгайте бельё водой»

4. «Вдох- выдох со звуком ха!»

5. «Выдох со счётом»

6. «Цветочный магазин»

7. «Скороговорка»

8. «Футбол», «Ветер»

Чтение блоков.

Цель: отработка навыка чтения целыми словами развитие произвольного внимания, тренировка глазных мышц.

1. Слитное прочтение двух рядом стоящих букв-аа,уа,ау.

2. Чтение трех буквенных сочетаний и слов- га-ага.

3. Чтение односложных со стечением согласных в начале слова - влип, враз.

4. Чтение наиболее трудных односложных слов- вверх, взмах.

5. Чтение слов с твердыми и мягкими согласными- сели, съели.

6. Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.

7. Чтение слов, словосочетаний, фраз без ограничения возможных речевых трудностей- эссенция.

Виды чтения.

1. Жужжащее чтение - все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый своей скоростью.

2. Ежеурочное пятиминутное чтение - любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Каждый свою любимую книгу.

3. Режим щадящего чтения - ребенок читает одну, две строчки и отдыхает. Затем повторяет такое же чтение.

4. Орфографическое чтение - дети проговаривают всё как записано.

5. Чтение канон – дети читают за хорошо читающим учеником.

6. Чтение по ролям.

7. Чтение на время - самозамер скорости чтения.

8. Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков владения голосом, вырабатывает правильное полноценное движение артикуляционных органов и разогревает мышцы артикуляционного аппарата.

«Я начну, а вы кончайте, хором дружно повторяйте»

Самолеты летят: у-у-у

Машины едут: ж-ж-ж

Лошадки поскакали: цок-цок-цок

Рядом ползет змея: ш-ш-ш

Хором дружно с учителем повторяйте -

Чтобы разговаривать, надо выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Я буду разговаривать, я буду выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

«Массаж языка»

Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем мы его зубами,

И в конце погладим ласково губами.

Упражнение «Слоненок», «Лягушонок

Показать слоненка, сложить губы трубочкой вытянуть вперед, показать лягушонка, растянуть сжатые губы в широкую улыбку.

Чистоговорки

ча-ча-ча-горит в комнате свеча

Чу-чу-чу- молоточком я стучу

Оч-оч-оч- наступила ночь

«Картинки» - показ картинок детям с животными, дети произносят звуки этих животных.

«Скороговорки» - сначала тихо, громче, громко. Медленнее, быстрее, быстро. Читать хором и вместе со мной.

Слоги для скоростного чтения.

Клюю пти кни все кли хло ста клу

Спа зра сче тра сза сзо слу хро клу

Все клюю сду зна сзо слу хро клу

Составь пословицу

Живут, славой, не, вчкрашней, войне, на.

Смело, дело, говори, доброе, про.

Семян, сеет, рано, теряет, не, кто.

Клубка, до, нитке, по, и, доходят.

Станешь, печи, на, генералом, не, сидя.

Скороговорки.

Петр Петру пек пироги.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Баран буян залез в бурьян.

У ежа и елки иголки колки.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Сух сук нес барсук.

Ткет ткач ткани на платье Тани.

Составить слова из первых слогов

Колос, рота, ваза (корова)

Молоко, нерест, тарелка (монета)

Кора, лото, боксер (колобок)

Публикации по теме:

Фотоотчет «Музыкально-игровая программа «День святого Валентина» в 1 классах школы-интерната»Фотоотчет «Музыкально-игровая программа «День святого Валентина» в 1 классах школы-интерната» День святого Валентина (музыкально -игровая программа) В школе — это необязательный праздник. Однако это прекрасная возможность поговорить.

Фотоотчет о работе с природным материалом в 3–4 классах школы-интерната 4 видаФотоотчет о работе с природным материалом в 3–4 классах школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. В нашей школе-интернате каждый год проходят осенние выставки детских поделок из природного материала. И наши ребята.

Использование технологии продуктивного чтения в начальных классах Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только.

Конспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 видаКонспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. Цели: познакомить учащихся с Книгой рекордов Гиннеса; развивать наблюдательность и фантазию у учащихся; способствовать.

Конспект занятия по декупажу бутылочек и баночек с декором бусинами в 6–7 классах школы-интерната 4 видаКонспект занятия по декупажу бутылочек и баночек с декором бусинами в 6–7 классах школы-интерната 4 вида Тема занятия: Предметы искусства и коллекции в интерьере. Основная цель – создание бутылок и банок в технике декупаж. Подготовила и провела:.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Сценарий осеннего праздника «Осень золотая» для 1–9 класса школы-интерната VIII видаСценарий осеннего праздника «Осень золотая» для 1–9 класса школы-интерната VIII вида едущий: Дорогие ребята, наши гости! Мы собрались сегодня на праздник - праздник Осени. Долго трудились разноцветные краски, Природа вышла.

Сюжетно-ролевая игра «В театре» для учащихся 3–4 класса школы-интерната VIII вида -Ребята, я для вас подготовила интересную загадку. Будьте внимательны и постарайтесь ее отгадать. Что за чудо, что за дом? Сказку ты увидишь.

Урок чтения и развития речи в 7 классе школы VIII вида на тему «В. Г. Короленко. «Дети подземелья». 4 глава» Тема. В. Г. Короленко. «Дети подземелья» 4 часть. Знакомство продолжается Цели: продолжить знакомство с произведением В. Г. Короленко «Дети.

Воспитательный час «В стране добрых сказок» в 1 классе школы-интерната VIII вида Цель: Обобщение знаний учащихся о сказках, выявление лучших знатоков сказок. Задачи: -развивать память, мышление, речь; вспомнить сказки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков чтения в начальных классах школы-интерната VIII вида
Опубликовано: 22 августа 2019 в 11:08
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков чтения в начальных классах школы-интерната VIII вида» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шкурупий в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД