Ольга Койло
Феномен доброты и отзывчивости у современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
. Доброта — важнейшее нравственное качество, а ее воспитание — первоочередная задача педагога в условиях дефицита доброты и отзывчивости в современном мире. «…доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью». Человек должен жить в сфере добра и следовать путями доброты (Д. С. Лихачев).
Публикация «Феномен доброты и отзывчивости у современных дошкольников» размещена в разделах
К числу феноменов детства стоит отнести феномен социализации и в особенности то, как ребёнок 21 века в её континенте проявляет эмоциональную отзывчивость и чуткость. Можно ли утверждать, что дети нового времени недобры и равнодушны, не способны к сочувствию и содействию? Безумно, нет. Они просто другие,они живут и растут в иных условиях, формируются в другой среде,иной картине мира. И первостепенная задача для родителя и педагога заменить это и признать право ребёнка на развитие на разнообразие и новые реалии социального развития и нравственного воспитания. У детей трудностей с этим нет, это скорее трудности взрослых. Как их преодолевать сегодня? Прежде всего, стоит задумываться над тем как изменилось детство дошкольника за последние десятилетия. Внешняя среда, предметный мир,игрушки и книжки развивающие пособия с самого рождения достаточно интенсивно обогащают опыт познания детей. Интеллектуализация девства формируются не только под влиянием взрослых, но и за счёт его насыщенной атрибутивности (разнообразны поделки и карусельки в кроватки и коляске, сенсорные игрушки и погремушки, развивающие коврики и центры, огромное количество пособий, развивающих мелкую и крупную моторику,развивающие игры и игрушки, переноски для детей младенчества).Ребёнок сегодня раньше эмоционально оживает, начинает вставать и ходить, выражать себя, свои желания, манипулировать с предметами, играть. Этому способствуют условия, которые родители создают для него. Ребёнок рано начинает жить общей жизнью со взрослыми, которых много в жизни современного малыша, а детей мало (семья часто однодетные, однопоколенные,автономные)Взрослые не могут дать ребёнку то,что могут дать дети. Например, открытие себя (первичная самоидентификация) начинается у ребёнка с открытия другого. Сначала он открывает и изучает другого (такого же как он сам) и только потом соотносит эти открытия с самим собой. Сегодня эти открытия дети совершают поздно, иногда, только попав в детский сад. И это влияет на характер их самоидентификации, на протекание кризиса трёх лет, на эмоциональную отзывчивость, игру. Заметно изменилась субкультура детства, она престала быть «дворовой»,когда дети свободно,без участия взрослых, передавали друг другу традиции игры, словотворчества, секреты и тайны. Когда естественно формировались детские объединения, а внутри них открывались нравственны законы и поступки,кодексы. Так определилось,»что такое хорошо и что такое плохо». И влияние детей в этом смысл друг на друга было заметнее и масштабнее влияние родителей и педагога. Сегодня субкультура детства – явление скрытое и ограниченное взрослыми. Дети больше раскрываются через коллекционирование и собирательство, объединение по интересам (интересы являются побуждающим мотивом к деятельности и поступку).Обмен впечатлениями требует организационных условий, свободное общение- времени, создание традиций –со-бытийности, доброта и отзывчивость – целенаправленности и новых подходов к развитию. Ребёнку игра. Как подлинная детская деятельность она может развиваться в среде детей, взрослый здесь бессилен. Невозможность игры в семье приводит к тому игрушки постепенно перемещаются из дома в детский сад. Так хочется играть в конструктор Лего с друзьями, вмести полистать любимую книжку,рассмотреть энциклопедию,поговорить. стремление родителей жить автономно, только своей семьёй, привело к тому. что дети не очень понимают, кто такой человек, старый человек, дедушка, бабушка. В ходе изучения отношения детей к людям разного возраста (от ребёнка до старого человека) .выявилось, что самой не принемаемой категорией людей являются старики. Дети рассуждают о них крайне негативно. Можем ли мы в этом детей?
---Доброта начинается с детства.
В образовательном процессе современного детского сада социально-эмоциональное развитие дошкольников представляет одно из ведущих направлений. Линия развития у детей социальных чувств и гуманистических мотивов является обязательной составляющей образовательного содержания. В каждой образовательной деятельности происходит развитии эмоционального мира дошкольников, гуманных чувств, эстетических переживаний и моральных убеждений. Единство гуманных и эстетических чувств, нравственных переживаний помогает ребёнку правильно строить индивидуально поведении и отношения с окружающими людьми. Актуальность социально –эмоционального развития детей возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором нередко наблюдается дефицит доброты, доброжелательности,культуры общения. Социологи отмечают возрастании в детской среде агрессивности, .эмоциональной неустойчивости,равнодушия к проблемам окружающих людей. Надо отметить современные родители желают,прежде всего развить в детях стремление и лидерству, успеху, самоутверждению, но. к сожалению,забывают о воспитании доброты и милосердия, без которых трудно стать по-настоящему счастливым человеком. В результате недостаточности позитивного опыта на ранних этапах развития у ребёнка впоследствии возникают трудности социальной адаптации, неспособность выразить собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей, добиваться взаимопонимания.
Доброта начинается с детства. Многие отечественные и зарубежные учёны исследователи утверждают, что формирование эмоционального мира человека – важнейшее условие полноценного развития и становления его как личности. Современное дошкольное образовании создаёт условия для формирования внутреннего, уникального мира ребёнка,в котором эмоции и чувства занимают большое место. Воспитание эмоций сохраняет своё ведущее значение на протяжении всего периода дошкольного детства. Эмоциональное развитие дошкольника неразрывно связано с нравственным воспитанием. Под руководством взрослых в процессе социально-эмоционального развития у дошкольников формируется общая гуманистическая направленность поведения,понимания ценности всего,что создано человеком и природой. Особенностью социально- эмоционального развития является то, что его нельзя ограничить определённым местом и временем в образовательном процессе дошкольной организации. Эмоциональный опыт приобретается ребёнком постоянно. Учитывая это,необходимо наполнить жизнь дошкольника в детском саду впечатлениями, которые неуклонно способствовали бы накоплению ценных для развития его личности переживаний.
Воспитание доброты и отзывчивости у дошкольников в социальных акциях.
---Для детей дошкольного возраста социальная акция –это участие имеющих социальную значимость событиях,возможность самореализации оказание помощи тем, кто в ней нуждается. С одной стороны,участие в акции позволяет ребёнку освоить социальный опыт внутри социальных отношений,с другой – это активная деятельность по воспроизводству социальных отношений и действий, приводящих к положительному результату. Социальная акция – это хороший способ помочь ребёнку получить опыт сопричастности и научиться творить добро. Почему социальны акции воспитывают у детей дошкольного возраста доброту и отзывчивость?
1. Акции направлены на формировании активной жизненной позиции, они дают представление о том,что от каждого человека,в том числе и от ребёнка, зависит состояние окружающей среды: природы, люди, тех кто нуждается в помощи. Ребёнок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону своё окружение (свой мир).
2. С помощью социальных акции происходит не механическое запоминания правил в окружающем мир и воспроизведение знаний а трансформация знаний в отношение опыта. Это своего рода вид культурной практики социальной направленности. Данная форма развивает у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношении, влияет на систему ценностей ребёнка,развитие эмпатии (сопереживание, сочувствие, содействие)и рефлексии (самоанализа).
3. Социальная акция –это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, социальных партнеров).
4. Социальная акция –это всегда результат с «обратной связью», что принципиально важно для позитивной социализации ребёнка – дошкольника. Именно «обратной связи»акция обладает огромным воспитательным потенциалом.
Свою работу я начинала с рассматривания понятия "доброта".
Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза.
Добрый- несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение.
Добрый - хороший, нравственный. Добрые дела.
Добрый - дружески близкий, милый.
Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям.
Добрый - охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т. п. ; щедрый. •дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
• непосредственно образовательная деятельность;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
• организация выставок детского творчества;
• метод проектов и др.
Ежедневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении, в том числе в детском саду. Для этого создаю проблемные ситуации и упражнения добрых поступков, практические тренинги. Вот примеры некоторых из них:
1. У тебя хорошее настроение. Почему? (- мама улыбается; - солнце светит;.);
2. Нужно ли дружить? (- с неряхой; - с ребенком, который рвет книги;.);
3. Игра "Хорошо-плохо"- разделить хорошие и плохие поступки и явления, т. е. сделать шаг в формировании доброты на уровне представлений ;
4. Рассмотреть картинки с изображением положительных и негативных ситуаций;
5"Спасибо"; зазеленеет старый пень, когда услышит "Добрый день");
6. Игра "Подарки друг другу" - формировать социальную ориентировку на других людей, в т. ч. обездоленных; и другие.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Подготовительный этап
В ходе данного этапа проводится предварительная работа:
1. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,
2. Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями
3. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
4. Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
1. Мероприятия по работе с детьми:
• чтение художественной литературы,
• просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,
• беседы,
• наблюдения,
• рисование,
• аппликации,
• дидактические игры.
2. Мероприятия по работе с педагогами:
• использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,
• изготовление пособий для занятий для развлечений,
• изготовление приглашения для родителей на праздник «В мире доброты»,
• оформление выставки детских работ «дерево ласковых имен»
3. Мероприятия по работе с родителями:
• изготовление консультаций на тему «Добр ли ваш ребенок?».
• оформление книжек-малышек о добре и дружбе.
• организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций.
• проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, книжек-малышек.
Заключительный этап
На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:
1. Изготовление альбома «Дерево ласковых имен», «Мирилки».
2. Подведение итогов книжки-малышки «О добре и дружбе».
Законы доброты.
Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!
Лучше отдай своё, чем возьмёшь чужое!
Умей дарить радость людям!
Люби и прощай людей! Делай добро!
---