Олеся Холодова
Тема: «Драматизация сказки Л. Пантелеева «Две лягушки»
Задачи: познакомить с новым произведением Л. Пантелеева; учить пересказывать содержание, осмысливать и оценивать характеры героев, глубже понять и раскрыть поведение двух лягушек в данной сказке.
Развивать связную речь детей, отвечать на заданные вопросы воспитателя полным ответом, интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности.
Публикация «Тема: „Драматизация сказки Л, Пантелеева „Две лягушки“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Лягушки, лягушата
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Воспитывать внимание, нравственные качества характера детей (настойчивость, трудолюбие, волю, терпение, веру в свою победу, не терять присутствие духа в трудной жизненной ситуации).
Предварительная работа.
Беседа о животных, рассматривание иллюстраций, заучивание поговорок о (о труде, воле, дружбе, чтение сказок о лягушках (Теремок, Царевна-лягушка).
Оборудование: портрет Л. Пантелеева, маски-шапочки с изображением лягушек, указка, кувшин, иллюстрации с изображением сказочных героев.
Методические приё мы:
Вводная беседа (о авторе, сказке, вопросы к детям:
- Откуда берётся сметана?
- Как получаются сливки?
- А сливочное масло?
- О ком этот сказка?
- Где жили лягушки?
- Какой была первая лягушка? Вторая?
- Почему утонула одна из лягушек?
- Почему осталась в живых вторая?
- Где можно барахтаться?
- Чему учит эта сказка?
- Как вы повели себя бы в данной ситуации?
Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, показ, объяснение, игра – драматизация по данному произведению, действия детей (участие в театрализованной деятельности, физминутка «лягушата», конкурс пословиц (о дружбе, труде).
Итог, анализ.
Словарная работа. Канава, мох, сырость, плесень, барахтаться, погреб, свалились, дрыгает, шалишь.
Ход занятия.
Воспитатель: сегодня мы будем читать очень интересный рассказ о двух лягушках.
- Но сначала мне бы хотелось узнать:
- Откуда берётся сметана? (Из сливок).
- Как получают сливки (Из молока).
- А сливочное масло? (Если долго взбивать сливки, получится сливочное масло).
- А при чём здесь лягушки? – скажете вы.
- Поймёте, как только прослушаете сказку.
Чтение сказки.
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная веселая, а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня. Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью пошли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает:
«Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону».
Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.
А вторая лягушка – та была не такая. Та думает:
«Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».
Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок узенький, стенки скользкие, – не вылезти лягушке из сметаны.
Но все-таки она не сдается, не унывает.
«Ничего, – думает, – пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая
– значит, надо жить. А там – что будет».
И вот – из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает:
«Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть…»
И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.
«Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.
«Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.
Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти…
Вопросы по содержанию.
- Дети вам понравилась сказка?
- О ком она?
- Дети, давайте, сравним лягушек из сказки по их характеру. Первая лягушка, какая она? (Одна весёлая, упорная, терпеливая….)
- А как называют людей с таким характером. (Оптимист).
- А другая лягушка, какая она? (Другая трусливая, ленивая, грустная).(Таких людей называют пессимист).
- Что случилось с трусливой лягушкой? (Она утонула)
- Как она рассуждала? (Всё равно утону, не верила в лучшее).
- А что случилось с храброй лягушкой. (Вторая старалась. Не хныкала и выбралась)
Затем предлагаю ещё раз прослушать сказку и пересказать.
Словарная работа: ( объяснение значения слов: плесень, мох, барахтаться, погреб, канава, сырость).
Игра «Две лягушки»
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево
наклонялись и обратно
возвращались.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: - А сейчас, дети, представим, что мы находимся в театре, и сами станем актёрами в спектакле по нашей сказке.
Инсценировка сказки «Две лягушки».
(распределение ролей, подготовка оборудования, игра-драматизация).
Воспитатель: после проведения инсценировки благодарю детей за их творчество и беседую, с ними, задавая, следующие вопросы.
- Чему учит эта сказка? (Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями).
- Как вы повели себя бы в данной ситуации?
Воспитатель : А какие вы знаете, дети, пословицы о труде, о воле и смелости?
Давайте с вами проведём конкурс пословиц и поговорок.
Конкурс пословиц и поговорок.
Терпение и труд всё перетрут. Где смелость там и победа.
Была б лишь охота – наладиться каждая работа. Не думай о страхе, так его и не будет.
Дело мастера боится. От смелого и смерть бежит.
Глаза страшатся, а руки делают. За храбрым счастье гонится.
Без хорошего труда нет плода. Трус и тени боиться.
Не боги горшки обжигают. Кто храбрец, тот и молодец.
В конце занятия подвожу итог и анализ. (С какой сказкой познакомились, чем занимались, что было интересного).
Сегодня вы не только познакомились с новой сказкой, но и сами создали театр. Поставили спектакль и участвовали в нём как настоящие артисты.
Я вами очень довольна! Молодцы!