Татьяна Тихончик
Тема «Дизартрия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема "Дизартрия"
Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков (речь смазанная, недостаточно разборчивая, нарушениях голосообразования (затухающий голос, в изменениях темпа (часто замедленная, ритма и интонации (маломодулированная речь, часто с носовым оттенком и гиперсаливацией (слюнотечением). Образный «диагностический симптом» дизартрии : «Говорит, как с кашей во рту». Кроме нарушений речи при любой форме дизартрии наблюдаются нарушения мелкой и общей моторики, нарушения ориентировки в пространстве.
Публикация «Тема „Дизартрия“» размещена в разделах
Перечисленные нарушения проявляются в разной степени и в различныхкомбинациях в зависимости от локализации поражения, от тяжести нарушения и от времени возникновения нарушения.
Причины появления дизартрии
Среди причин важное значение имеют:
• органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития;
• инфекционные заболевания нервной системы;
• как результат острых и хронических инфекций матери в период беременности;
• тяжелые длительные болезни ребенка в раннем возрасте;
• внутриутробная гипоксия плода;
• интоксикации разного рода матери в период беременности
• интоксикации разного рода ребенка в раннем возрасте;
• токсикоз беременности;
• асфиксия и родовая травма;
• поражение нервной системы при гемолитической болезни (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору);
• последствия неонатальной желтухи;
• детский церебральный паралич и др.
Формы дизартрии
1. Бульбарная дизартрия
2. Псевдобульбарная дизартрия
3. Подкорковая дизартрия
4. Корковая дизартрия
5. Мозжечковая дизартрия
6. Стертая форма дизартрии
Условия успешной работы по преодолению дизартрии
• выявление нарушения и своевременное оказание коррекционно-педагогической помощи; развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве;
• комплексный подход в преодолении дизартрии : медикоментозное лечение (до трех лет у невролога, после трех — у психиатра, занятия с учителем-дефектологом, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Преодоление дизартрии : полное преодоление дизартрии невозможно, но возможно преодоление вторичных нарушений (недоразвитие фонематического слуха, нарушение чтения и письма).
Общее недоразвитие речи
3.1. Характеристика речи детей. Обследование
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако, у некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Такое нарушение определяют как общее недоразвитие речи. ОНР проявляется в разной степени, выделяют 3 уровня речевого развития.
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Дети пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, использует слова-корни, ударный слог вместо слова, активно использует мимику и жесты. При этом пассивный словарь детей многократно превосходит активный.
II уровень речевого развития знаменуется тем, что появляются постоянные общеупотребительные слова и простые предложения из 2-4 слов бытового содержания, предлог НА. Высказывания бедны, однообразны, недостаточно грамматически оформлены. Значительно возрастает словарь существительных и общеупотребительных глаголов. Крайне мало прилагательных и других частей речи. Характерны грубые нарушения структуры слов и полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушены все группы звуков, легко выявляются недостатки фонематического слуха.
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с явлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт, но свободное общение затруднено. Предпочитают детей младшего возраста. Характерным является недифференцированное произношение шипящих, свистящих, аффрикат и соноров. Дети не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Могут рассказывать о семье, о себе, событиях окружающей жизни, составить рассказ по серии картинок (одна картинка — одно предложение). Однако если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать определенные слова и грамматические категории, то проблемы лексики, грамматики, фонетики выступают отчетливо. Аграмматизм согласования и управления, словообразования и словоизменения, неточное знание и употребление слов, ошибочное употребление предлогов, нарушения слоговой структуры слов, множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что не позволяет успешно овладевать грамотой в школе без специальной помощи.
Обследование речи детей дошкольного возраста предусматривает выявление навыков связной речи, объема пассивного и активного словарного запаса, степени сформированности грамматического строя речи, произносительных навыков, уровня развития фонематического слуха и восприятия. Обследование следует проводить в игровой форме. Существуют специально разработанные задания и упражнения, составленные с учетом перечисленных направлений речевого развития и возраста детей.