Ольга Рябоштан
Тема: «Дымковская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ»
Цель: продолжать знакомство с дымковской игрушкой; обобщать знания о дымковской игрушке; учить рассматривать, называя детали узора; продолжать учить составлять узор из знакомых элементов на юбке барышни, используя образец или придумывая свой; развивать умение работы с кистью, упражнять в рисовании всем ворсом кисти и его концом; развивать образное восприятие, воображение, творчество, мелкую моторику, аккуратность; воспитывать любовь к творчеству
Публикация «Тема: „Дымковская барышня“» размещена в разделах
Материалы: индюк, кони, барышни, образцы барышень, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки,
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть:
Организационный момент
Воспитатель: Дымковская барышня ходит не спеша, ею все любуются, ах, как хороша!
«Я барыня-сударыня, я в гости к вам пришла. Загадаю загадку, отгадайте ее друзья:
«Веселая красная глина, кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки. А ну, назовите меня».
Дети: Дымковская игрушка.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ПУТЕШЕСТВИЕ
Воспитатель: Я приглашаю вас в музей замечательных умельцев. В России много городов и сел, где живут и работают замечательные люди. Одно из старинных – село Дымково. Здесь живут мастера, которые длинными вечерами делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими узорами. Эти игрушки делают дымковские мастера. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой.
- Как называются эти игрушки?
Дети: Дымковская игрушка.
- Почему ее называют именно дымковская игрушка?
«Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали. И село большое Дымкою назвали».
Село находится в ложбинке, когда поверху идешь, то кажется, что село окутано дымом.
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Воспитатель: Вот индюк нарядный весь такой он складный
У большого индюка все расписаны бока
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост.
Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться, если гриву отпустить.
Кофточки цветные, юбки расписные
Шляпы трехэтажные статные и важные.
- Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Из глины
- Да, сначала их лепили из глины, затем обжигали в печах, белили, а затем расписывали. Какие краски используют мастера?
Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, желтую, оранжевую
- Какие элементы дымковского узора вы знаете?
Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии
ФИЗМИНУТКА
Дружно встанем мы опять
Будем в солнышко играть.
Мы – веселые лучи,
Мы – ярки и горячи.
1,2,3,4,5 будем дружно рисовать.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПОКАЗ
Воспитатель: Давайте, сегодня попробуем стать мастерами-художниками и распишем барышень.
- Во что одеты дымковские барышни?
Дети: Юбка, кофта
- Что на голове?
Дети: Кокошник
Воспитатель: По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно, мастера вкладывали в них особый смысл: круги – означали солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружки – семена. Также узоры означали росточки и засеянное поле. Люди верили, что символы будут оберегать их жилище, детей, их урожай. Образцы мы с вами рассмотрели, но вот еще не вспомнили, как рисуются такие волшебные точки, линии, кружочки? Как рисовать?
Кисточка смотрит в потолок. Чем она рисует? Кончиком-носиком.
Полоска рисуется слева направо, сверху вниз. Ворс кисточки бежит за палочкой. Кружочки рисуем – кончик кисточки танцует. Кружок закрашиваем в одном направлении.
Давайте попробуем нарисовать кисточкой такие волшебные узоры в воздухе.
Теперь на своей ладошке.
Выберете себе образец, которым будете украшать юбку барышне.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ»
Воспитатель: Прежде чем перейти в нашу мастерскую, давайте сделаем гимнастику для рук.
«Мы игрушки расписные, хохотушки вятские, Сжимать и разжимать
Щеголихи слободские, кумушки посадские кулачки
Наши руки крендельком, щечки будто яблочки
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке».
-Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в художников.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Воспитатель: Закатили рукава, выбрали образец, начинаем рисовать.
- С чего начинаем роспись?
Дети: С головы, с кокошника, а то рукой смажем рисунок.
- Что у барышень раскрашено одним цветом, а что расписано узорами?
Дети: Кокошник и кофточка окрашены в один цвет, а юбка узорчатая)
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Посмотрите на своих барышень, какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?
Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно.
«Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор».
- Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас обратно в ребят
-Сегодня на занятии вы побывали дымковскими мастерами, научились расписывать игрушки и очень хорошо справились с этой работой.