Алла Коновалова
Диалогическая и монологическая речь в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Существует 2 типа связной речи: диалогическая и монологическая
Диалог - беседа нескольких лиц. Это разговорный стиль речи. Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, т. к. ежедневно слышат ее в быту.
Монолог – речь, одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Это, как правило, речь книжного стиля.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи : пересказом и рассказом.
Публикация «Диалогическая и монологическая речь в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Пересказ - связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ - сравнительно легкая речевая деятельность. Существуют следующие виды пересказа:
• Подробный или близкий к тексту пересказ;
• Пересказ с изменениями лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот);
• Пересказ фрагментов (в дидактических играх);
• Пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. д.);
• Инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами).
Рассказ – это самостоятельно составленное развернутое изложение какого либо факта или события.
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определенный, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности.
У описательного рассказа своя структура, композиция:
1. Называется предмет (сообщается краткое содержание картины);
2. Указывается характерные признаки, назначения и взаимосвязь частей;
3. Говорят о назначении предмета или о действиях с ними.
Описательные рассказы бывают сравнительными и объяснительными.
Сравнительный - это когда описывают два предмета с контрастными признаками. Описание основывается на поэтапном сопоставлении признаков, т. е. сначала по величине, затем по цвету, материалу, деталям, форме.
Объяснительные рассказы содержат элементы рассуждения, доказательства, могут сопровождать показом называемых действий. Например, ребенок может объяснить друзьям, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую – либо игру.
Сюжетный рассказ (повествовательный) - передача событий, происходящих в определенной временной последовательности, с каким ни будь героем. Структура рассказа:
1. (экспозиция) называется герой (герои, иногда дается описание его внешнего вида;
2. Излагается первое событие (завязка, по возможности объясняется, когда, где оно происходило;
3. Развитие действий, устанавливается временная или причинная связь между 2-3эизодами, после чего следует окончание (развязка).
По данному плану работать сложно. Прежде чем к нему перейти детям дают задание: придумать конец рассказа; описать только место действия; придумать диалог действующих лиц и т. д. Героем сюжетного рассказа может быть и автор – ребенок, если он рассказывает о действительном событии (как прошел мой день рождения) или сочиняет, предполагает («как я пойду в первый класс»).