Елена Приображенская
Из опыта работы Тема: Декоративная лепка как элемент художественного творчества и средство коррекции речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
тянутся тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой нити.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок.
В. Сухомлинский
Есть одна благодатная тема, питающая любопытство ребенка, - это работа с разнообразными пластическими материалами. Каждый из них - тайна, которую можно предложить детям раскрыть.
Публикация «Из опыта работы Тема: Декоративная лепка как элемент художественного творчества и средство коррекции речи детей» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания, развития их творческих способностей, коррекции речи дошкольников.
Лепка из любого материала проста в освоении, она развивает творческие проявления, формирует чувство гармонии цвета и формы, восстанавливает внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывает на ребенка определенное психотерапевтическое воздействие, что так необходимо особенно детям с общим недоразвитием речи.
Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще он занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.
Трудно переоценить воспитательное значение лепки для развития детей; она развивает трудовые навыки и привычки, формирует такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, аккуратность в работе.
Лепка из разнообразных пластических материалов неизменно ведет детей к динамичному и жизнерадостному творчеству.
Для знакомства детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в группе создана творческая мастерская «Лебедушка». Для того чтобы мастерская активно работала мы оформляли ее вместе с детьми.
В распоряжении детей образцы разных видов прикладного искусства:
- народные игрушки (глиняные игрушки Дымковская, Романовская, Филимоновская, деревянные игрушки народных мастеров Полхов-майдан и Городец, матрешка, народная тряпичные и соломенные игрушки);
- посуда (Гжель, Хохлома, Жостово);
- декоративные пластины с различными видами росписи.
Дошкольники по своей натуре – деятели и исследователи, поэтому материалы в мастерской размещены в открытых коробках, и полимерных контейнерах, что-то в закрытых (с разными крышками – вращающимися, захлопывающимися, с липучками и т. д.). Это дает возможность решать много сопутствующих задач, в том числе и развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве.
Дидактические игры «Собери картинку из частей», «Четвертый лишний», «Наведи порядок у игрушек», «Узнай элемент узора», «Цветные капельки» позволяют детям расширять, закреплять и применять полученные знания.
Мною разработан набор пооперационных карт, где указан порядок лепки изделий народного промысла. Используя такую карту, ребенок может самостоятельно поэтапно выполнить даже сложную работу.
Приобщение детей к народной пластике, декоративной лепке осуществляю в три этапа:
1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей : умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном. Это направление реализую в процессе рассматривания художественных альбомов с образцами народно-прикладного искусства, презентации с использованием мультимедийных средств, просмотр видеофильмов «Сказка из глины», мульфильмов, экскурсии в краеведческий музей города Данкова и мини-музей ДОУ «Родник истории». Обсуждение увиденного, ситуации активизирующего общения, создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, помогают формированию грамотной устной речи, её развитию и обогащению.
2. Обучение декоративной лепке на основе подлинных предметов народного искусства. Освоение некоторых приёмов лепки изделий народных промыслов: вытягивание, лепка из отдельных частей, налепы, насечки, лепка геометрических и растительных элементов узоров. Для того чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, сформировать умение лепить разные виды игрушек разработала серию занятий «В гости к народным игрушкам». В процессе проведения организованной образовательной деятельности к детям приходит Марья–Искусница. Она рассказывает детям о том, как зародились народные промыслы, как мастера готовили глину, лепили, обжигали и расписывали игрушки, предлагает разные пластические материалы для лепки изделий народных промыслов: глина, пластилин, тесто, бумага и обучает их приемам лепки.
Для коррекции речи использую разнообразные приемы:
- чтение потешек, стихов, загадывание загадок
«Щечки алые горят.
Удивительный наряд,
Сидик кокошник горделиво.
Барышня уж так красива!»
- составление коротких рассказов о вылепленных изделиях;
- вопросы, побуждающие детей фантазировать, например, представить каким характером обладает барышня-водоноска, горделивый индюк, филимоновский конь или романовский козел;
- сравнение игрушек, посуды по элементам и цветам росписи, способам лепки;
- введение активную в речь новых слов: «элемент», «силуэт», «узор», «роспись»;
- придумывание сказок с использованием вылепленных детьми изделий.
В процессе работы с пластическими материалами включаю негромкую русскую народную музыку.
3. Формирование детского декоративного творчества.
Полученные на занятиях знания дети творчески используют в свободной деятельности. В мастерской они не только осваивают способы и приемы лепки из глины, пластилина, соленого теста, бумаги, но и экспериментируют с их пластическими свойствами. С целью поддержки детской инициативы, поисковой активности стараюсь использовать интересы и увлечения детей. У моих воспитанников всегда есть выбор материалов, образов, инструментов. У них появляются любимые материалы, которым отдается предпочтение. Дети и вне занятий продолжают самостоятельно выявлять пластические материалы в окружающей среде, например на прогулке. Со своими открытиями и умозаключениями они спешат поделиться с товарищами и педагогами. Так детьми были «открыты» пластические особенности и свойства увлажненного песка, земли, снега и фантиков от конфет. Картины, украшения, игрушки, декоративные пластины, выполненные детьми, используются для создания интерьера в группе. Так появились панорама «Дымковские вечера», макет «Озеро с утками», скульптурные композиции «Разгулялся наш филимоновский конек» и «Ярмарка в селе Романово».
В течение года в группе организуются детские персональные выставки с презентацией автора, ярмарки творческих работ, создаются видеоролики для демонстрации достижений детей их родителям.
Система работы по приобщению детей к ценностям народного декоративно-прикладного искусства приносит свои результаты:
У детей появился стойкий интерес к лепке, они не только освоили разные способы и приемы лепки из разных материалов, но и охотно экспериментируют с их пластическими свойствами. У воспитанников успешно формируется умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей. Дети демонстрируют стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам, аргументировано и спокойно отстаивать свое мнение, радоваться общему результату деятельности.
У дошкольников существенно расширился словарный запас, они активно овладевают навыками словообразования, успешно развивается связная фразовая речь.