Приложение МААМ

Из опыта работы Тема: Декоративная лепка как элемент художественного творчества и средство коррекции речи детей

Елена Приображенская
Из опыта работы Тема: Декоративная лепка как элемент художественного творчества и средство коррекции речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

тянутся тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой нити.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок.

В. Сухомлинский

Есть одна благодатная тема, питающая любопытство ребенка, - это работа с разнообразными пластическими материалами. Каждый из них - тайна, которую можно предложить детям раскрыть.

Публикация «Из опыта работы Тема: Декоративная лепка как элемент художественного творчества и средство коррекции речи детей» размещена в разделах

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания, развития их творческих способностей, коррекции речи дошкольников.

Лепка из любого материала проста в освоении, она развивает творческие проявления, формирует чувство гармонии цвета и формы, восстанавливает внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывает на ребенка определенное психотерапевтическое воздействие, что так необходимо особенно детям с общим недоразвитием речи.

Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще он занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.

Трудно переоценить воспитательное значение лепки для развития детей; она развивает трудовые навыки и привычки, формирует такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, аккуратность в работе.

Лепка из разнообразных пластических материалов неизменно ведет детей к динамичному и жизнерадостному творчеству.

Для знакомства детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в группе создана творческая мастерская «Лебедушка». Для того чтобы мастерская активно работала мы оформляли ее вместе с детьми.

В распоряжении детей образцы разных видов прикладного искусства:

- народные игрушки (глиняные игрушки Дымковская, Романовская, Филимоновская, деревянные игрушки народных мастеров Полхов-майдан и Городец, матрешка, народная тряпичные и соломенные игрушки);

- посуда (Гжель, Хохлома, Жостово);

- декоративные пластины с различными видами росписи.

Дошкольники по своей натуре – деятели и исследователи, поэтому материалы в мастерской размещены в открытых коробках, и полимерных контейнерах, что-то в закрытых (с разными крышками – вращающимися, захлопывающимися, с липучками и т. д.). Это дает возможность решать много сопутствующих задач, в том числе и развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве.

Дидактические игры «Собери картинку из частей», «Четвертый лишний», «Наведи порядок у игрушек», «Узнай элемент узора», «Цветные капельки» позволяют детям расширять, закреплять и применять полученные знания.

Мною разработан набор пооперационных карт, где указан порядок лепки изделий народного промысла. Используя такую карту, ребенок может самостоятельно поэтапно выполнить даже сложную работу.

Приобщение детей к народной пластике, декоративной лепке осуществляю в три этапа:

1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей : умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном. Это направление реализую в процессе рассматривания художественных альбомов с образцами народно-прикладного искусства, презентации с использованием мультимедийных средств, просмотр видеофильмов «Сказка из глины», мульфильмов, экскурсии в краеведческий музей города Данкова и мини-музей ДОУ «Родник истории». Обсуждение увиденного, ситуации активизирующего общения, создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, помогают формированию грамотной устной речи, её развитию и обогащению.

2. Обучение декоративной лепке на основе подлинных предметов народного искусства. Освоение некоторых приёмов лепки изделий народных промыслов: вытягивание, лепка из отдельных частей, налепы, насечки, лепка геометрических и растительных элементов узоров. Для того чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, сформировать умение лепить разные виды игрушек разработала серию занятий «В гости к народным игрушкам». В процессе проведения организованной образовательной деятельности к детям приходит Марья–Искусница. Она рассказывает детям о том, как зародились народные промыслы, как мастера готовили глину, лепили, обжигали и расписывали игрушки, предлагает разные пластические материалы для лепки изделий народных промыслов: глина, пластилин, тесто, бумага и обучает их приемам лепки.

Для коррекции речи использую разнообразные приемы:

- чтение потешек, стихов, загадывание загадок

«Щечки алые горят.

Удивительный наряд,

Сидик кокошник горделиво.

Барышня уж так красива!»

- составление коротких рассказов о вылепленных изделиях;

- вопросы, побуждающие детей фантазировать, например, представить каким характером обладает барышня-водоноска, горделивый индюк, филимоновский конь или романовский козел;

- сравнение игрушек, посуды по элементам и цветам росписи, способам лепки;

- введение активную в речь новых слов: «элемент», «силуэт», «узор», «роспись»;

- придумывание сказок с использованием вылепленных детьми изделий.

В процессе работы с пластическими материалами включаю негромкую русскую народную музыку.

3. Формирование детского декоративного творчества.

Полученные на занятиях знания дети творчески используют в свободной деятельности. В мастерской они не только осваивают способы и приемы лепки из глины, пластилина, соленого теста, бумаги, но и экспериментируют с их пластическими свойствами. С целью поддержки детской инициативы, поисковой активности стараюсь использовать интересы и увлечения детей. У моих воспитанников всегда есть выбор материалов, образов, инструментов. У них появляются любимые материалы, которым отдается предпочтение. Дети и вне занятий продолжают самостоятельно выявлять пластические материалы в окружающей среде, например на прогулке. Со своими открытиями и умозаключениями они спешат поделиться с товарищами и педагогами. Так детьми были «открыты» пластические особенности и свойства увлажненного песка, земли, снега и фантиков от конфет. Картины, украшения, игрушки, декоративные пластины, выполненные детьми, используются для создания интерьера в группе. Так появились панорама «Дымковские вечера», макет «Озеро с утками», скульптурные композиции «Разгулялся наш филимоновский конек» и «Ярмарка в селе Романово».

В течение года в группе организуются детские персональные выставки с презентацией автора, ярмарки творческих работ, создаются видеоролики для демонстрации достижений детей их родителям.

Система работы по приобщению детей к ценностям народного декоративно-прикладного искусства приносит свои результаты:

У детей появился стойкий интерес к лепке, они не только освоили разные способы и приемы лепки из разных материалов, но и охотно экспериментируют с их пластическими свойствами. У воспитанников успешно формируется умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей. Дети демонстрируют стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам, аргументировано и спокойно отстаивать свое мнение, радоваться общему результату деятельности.

У дошкольников существенно расширился словарный запас, они активно овладевают навыками словообразования, успешно развивается связная фразовая речь.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе»Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе» Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С. И. Мерзлякова Театр – это таинство, волшебное смешное.

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки - это уникальное явление языковой культуры.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет на январь — майКалендарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет на январь — май Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5-6 лет (январь - май) ЯНВАРЬ2 неделяРисование. (.С. Комарова.

Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет (сентябрь-декабрь)Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет (сентябрь-декабрь) Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5-6 лет (сентябрь - декабрь) СЕНТЯБРЬ1 неделяРисование. (Т. С. Комарова.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы Тема: Декоративная лепка как элемент художественного творчества и средство коррекции речи детей
Опубликовано: 22 июля 2020 в 17:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы Тема: Декоративная лепка как элемент художественного творчества и средство коррекции речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Приображенская (УИ 445409) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД