Анастасия Михайловна Булаценко
Технологическая карта занятия «Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Образовательные области: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Тема: чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
Возрастная группа : подготовительная группа.
Публикация «Технологическая карта занятия „Чтение сказки Г, Х, Андерсена „Дюймовочка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
Цель: понимание идеи сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» посредством чтения, беседы по произведению, дидактической игры и продуктивной деятельности (раскрашивание).
Задачи:
Обучающие: понять идею сказки; проанализировать поступки героев сказки.
Развивающие: развивать умение четко и последовательно отвечать на поставленные вопросы; запомнить значения новых слов.
Воспитательные: не перебивать друг друга во время беседы по прочитанному произведению.
Словарная работа: распростертые крылья, пахло миртами, лозы.
Планируемый результат занятия : дети поняли идею сказки «Дюймовочка», запомнили значения новых слов, не будут перебивали друг друга во время беседы по прочитанному произведению.
Подготовительная работа : заполнение технологической карты, загадок для заинтересовывающего момента, отработка выразительного чтения, разработка вопросов для беседы по произведению, подбор иллюстраций для дидактической игры.
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, хрестоматия, иллюстрации и картинки (Дюймовочка, Крот, Ласточка, дидактическая игра, заготовки для раскрашивания (цветок – домик для Дюймовочки, цветные карандаши.
№ Этапы Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1 Организационно-мотивационный этап Организовать детей, создать интерес к дальнейшей деятельности Дети, посмотрите друг на друга, давайте улыбнёмся и поделимся хорошим настроением, повторяйте движения за мной:
Мы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Мы плечами чик, чик,
Мы глазами миг, миг,
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись!
Молодцы, начнём наше занятие.
Я загадаю вам загадки про героев сказки.
А вы попробуете узнать их.
1)Вначале ячменное зёрнышко было,
Мама в горшочек его посадила.
Вырос чудесный цветочек потом,
Девочку-крошку нашла мама в нём.
Правильно! Молодцы, ребята. (Показ иллюстрации Дюймовочки) Давайте теперь отгадаем других героев.
2) На Дюймовочке решил жениться,
Девочку спасла лишь птица,
Зерном он набивает рот,
Ну конечно это…
Верно, это Крот (картинка крота). Следующая загадка:
3) Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Коль летает высоко,
Значит дождик далеко,
Если же летает низко,
Это значит дождик близко.
Правильно, ребята! (картинка Ласточки) Молодцы! Вы отгадали всех трех героев.
Вспомните, из какой сказки эти герои, изображенные на иллюстрациях?
Верно, это сказка «Дюймовочка», которую написал Ганс Христиан Андерсен. Мы уже начали читать эту сказку. Напомню вам, о чем она. Игровой: обыгрывание приветствия.
Словесный: отгадывание загадок, вопросы. Дети сидят на стульчиках за столами, повторяют движения и здороваются друг с другом, отгадывают загадки, отвечают на вопросы.
-Дюймовочка
-Крот
-Ласточка
-Эти герои из сказки «Дюймовочка» Положительный настрой, интерес к предстоящей деятельности.
2 Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы Дать краткую аннотацию
Выразить личное отношение
Обозначить проблему (Сможет ли Дюймовочка сбежать от крота)
В сказке рассказывалась история о девочке, размером с дюйм. Она жила у доброй женщины в цветке. Но её украла жаба и хотела сделать её женой своего сына. С этого начались её трудности и приключения. Жук хотел жениться на ней, но его заставили передумать друзья. Осенью девочка поселилась у Мыши, которая решила выдать её замуж за богатого, но скупого Крота. Дюймовочка очень добрая, она ухаживала за Ласточкой и спасла её.
Когда я читала эту сказку, я переживала за Дюймовочку. И думала, чем же закончатся её приключения, кто поможет ей найти своё счастье?
Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Сможет ли Дюймовочка сбежать от крота?
А что нам нужно сделать, чтобы узнать правильный ответ на этот вопрос? Словесный: проблемный вопрос, наводящий вопрос.
Игровой: высказывание предположений Дети вспоминают прочитанный материал, отвечают на вопросы, предлагают свои варианты
-Да, Дюймовочка сбежит от крота.
-Нет, Дюймовочка будет жить глубоко-глубоко под землёй с кротом.
-Дочитать сказку до конца Совместные с воспитателем поиски решения проблемы.
Интерес к содержанию произведения.
2.2 Этап ознакомления с материалом Провести словарную работу
Правильно! Садитесь поудобнее, давайте выпрямим спину, сядем красиво, ноги ставим на пол, руки положим на колени.
В сказке нам встретятся интересные выражения, которые возможно вам не знакомы: «распростертые крылья» - это значит, что крылья раскрыты на весь размах.
А «пахло миртами» означает, что пахло вечнозелёными растениями с белыми пушистыми цветками, содержащими эфирные масла.
«Виноградные лозы» - это тонкие, длинные и гибкие стебли, на которых растет виноград. Словесный: объяснение новых слов, указание. Дети внимательно слушают объяснение новых слов Интерес к незнакомым словам
2.3 Этап практического решения проблемы Прочитать произведение.
Провести беседу по прочитанному Слушайте внимательно, я начинаю читать.
(Чтение сказки)
Вот мы и дочитали сказку «Дюймовочка». А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
Беседа
- Кто был соседом мыши?
-Как к нему относилась Дюймовочка?
-Как Дюймовочка познакомилась с ласточкой?
-С чем вышла прощаться Дюймовочка перед своей свадьбой с кротом? Почему девочка не хотела выходить замуж за крота?
-Как вы думаете, почему ласточка хотела помочь Дюймовочке?
-Куда ласточка унесла Дюймовочку?
-Кого встретила Дюймовочка в теплых краях?
-Какая была по характеру Дюймовочка?
-По каким её поступкам вы это поняли?
Всё верно. Её добро вернулось к ней, когда ласточка унесла Дюймовочку с собой в тёплые края.
Вспомните, до чтения мы с вами предполагали, сможет ли Дюймовочка сбежать от крота. Чем в итоге закончилась сказка? Подтвердились ли ваши догадки?
Молодцы, ребята. Ответили на все мои вопросы правильно
А сейчас нам нужно немного отдохнуть, вставайте с своих стульчиков.
Физкультминутка
Вот Дюймовочки слова :
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
(Руки вверх, подняться на носочки, потянуться)
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Руки вверх, подняться на носочки, потянуться)
Вот еще второй совет:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо много раз.
(Руки на пояс, наклон влево, наклон вправо)
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Руки на пояс, наклон влево, наклон вправо)
Ну а третий был совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
(Руки на пояс, ходьба на месте)
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Руки на пояс, ходьба на месте)
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Отлично ребята, садитесь на свои места.
А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру. Но сначала давайте вспомним правила обращения с доской: используйте стилус для работы с доской, не приступайте к работе с влажными руками, не давите и не стучите по интерактивной панели.
Ребята посмотрите на доску и рассмотрите все иллюстрации. Вам нужно найти подходящие к сюжету картинки и в правильном порядке расставить их в таблицу.
Молодцы, наша игра закончилась, теперь мы дадим отдохнуть нашим глазкам.
Зрительная гимнастика
Утром солнышко встает
Выше, выше, выше (движение глазами наверх)
Ночью солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже (движение глазами вниз)
К солнцу потянулись – высоко (начертить взглядом большой круг в левую сторону)
Стало им приятно и тепло (начертить взглядом большой круг в правую сторону).
Вы хорошо справлялись с заданиями, а теперь присаживайтесь за своё рабочее место. У вас на столе лежат листочки, сейчас каждый из вас создаст домик для Дюймовочки. Но сначала давайте приготовим и разомнём наши руки.
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую.
(Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам)
Теперь мы готовы. Обратите внимание, у каждого на листочках уже нарисованы цветы, так как мы узнали из сказки, что эльфы живут в цветах. А Дюймовочка – королева эльфов. Выберите цветной карандаш и аккуратно раскрасьте лепестки цветка. Не забываем, что спину мы держим прямо, не наклоняясь в какую-нибудь сторону. Карандаш нужно держать тремя пальцами – большим и средним, придерживая сверху указательным – не слишком близко к отточенному концу. Штрихуем аккуратно, в одну сторону, не нажимая на карандаш слишком сильно, не выходя за контур рисунка.
Отлично, ребята, вы справились с заданием, теперь домики у эльфов очень красивые и разноцветные. Словесный: вопросы, указание, объяснение, чтение, беседа.
Наглядный: показ книги, иллюстраций
Практический: физкультминутка, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, раскрашивание.
Игровой: дидактическая игра. Слушают чтение произведения. Отвечают на вопросы, делают выводы
-Мышь жила по соседству с кротом.
-Дюймовочка не хотела выходить замуж за крота.
-Ласточка поранила крыло и не смогла улететь в тёплые края, она замёрзла и упала на землю. Дюймовочка пожалела её, ухаживала за ней, пока не кончилась зима.
-Дюймовочка вышла попрощаться с солнышком, потому что потом с кротом они будут жить глубоко под землёй, куда не проходит солнечный свет.
-Ласточка хотела помочь Дюймовочке, потому что хотела отблагодарить её за то, что девочка ухаживала и согревала её всю зиму.
-Ласточка улетела вместе с Дюймовочкой в тёплые края.
-В теплых краях Дюймовочка встретила короля эльфов, который был такой-же маленький, как и она.
-Дюймовочка добрая, заботливая, приветливая, дружелюбная.
-Дюймовочка жалеет брошенного мотылька и заботится о раненой ласточке – поит птичку водой и плетёт для неё тёплое покрывало. Она отказывается улететь с ласточкой, потому что ей жалко бросать старушку-мышь. Дюймовочка умеет быть благодарной и думает о других.
-Ласточка помогла Дюймовочке сбежать от крота. Дюймовочка встретила эльфа в теплых краях и стала королевой.
Выполняют движения физкультминутки по показу воспитателя
Дети расставляют иллюстрации в правильной последовательности сюжета сказки
Выполняют движения зрительной гимнастики
Выполняют движения пальчиковой гимнастики по показу воспитателя Выражение своего отношение к героям произведения.
Активно участвовали в беседе, играют в дидактическую игру, раскрасили домик для Дюймовочки.
3 Заключительный этап Подвести итог.
Провести рефлексивный анализ деятельности.
Оценить деятельность детей.
Ребята, давайте вспомним, какую сказку мы дочитали сегодня?
А кто автор сказки «Дюймовочка»?
А какие новые слова вы запомнили?
Чему учит эта сказка Ганса Христиана Андерсена?
Спасибо за занятие, вы были большие молодцы, у вас получились отличные домики для Дюймовочки!
Маша и Даша сегодня особенно активно отвечали и были очень внимательны. А Миша в следующий раз постарается меньше перебивать ребят, когда они отвечают на вопрос. Словесные: итоговые вопросы, оценка, поощрение. Дети отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою деятельность
-Мы прочитали сказку «Дюймовочка».
-Ганс Христиан Андерсен.
-Виноградная лоза, распростертые крылья, мирты.
-Сказка учит никогда не сдаваться, не опускать руки даже в сложных жизненных ситуациях. Она учит быть добрыми и отзывчивыми, помогать тем, кто оказался в беде. Дети вспомнили, чем занимались, что нового узнали