Наталия Апарникова
Образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием исследовательской технологии «Рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи :
Познавательное развитие
• Выяснение с детьми, могут ли жить рыбы нашей местности в аквариуме.
• Формирование представлений о том, что в природе всё взаимосвязано.
• Подведение детей к понятию «декоративные рыбки», что они не могут жить без помощи человека.
• Создать условия для закрепления представлений об объёме и единице измерения объёма 1 куб. дм, что соответствует 1 литру.
• закрепление навыка порядкового счёта.
Социально – коммуникативное развитие
Публикация «Образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием исследовательской технологии „Рыбки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Рыбы и рыбки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• Воспитывать умение самостоятельно подготовить необходимый материал для занятия; желание внимательно слушать товарища, помочь найти правильный ответ
Речевое развитие
• Активизировать внимание и память дошкольников, развивать логическое мышление, дыхательную активность.
• Развивать интонационную выразительность речи, умение читать стихи эмоционально, сопровождать чтение движениями.
• Закрепить умение чётко, кратко отвечать на поставленные вопросы.
• Обогащение активного словаря.
Художественно – эстетическое развитие
• Развивать эстетическое восприятие, интерес и положительное отношение к результатам рисования.
• Использовать технику рисования ладошками.
• Развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции.
Физическое развитие
• Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности.
• Развитие мелкой моторики рук.
Предварительная работа:
1. Беседы, расширяющие знания о жизни морских и речных рыб.
2. Чтение стихов, рассказов о рыбах: Н. Сладков «Щучья охота», Пермяк «Первая рыбка», сказки о рыбах.
3. Заучивание стихов, загадок.
4. Игры с пальчиками.
5. Рисование «Рыбки в пруду»
Методы и приемы:
1. Художественное слово (пословицы, загадки, стихи).
2. Словесные игры.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Словарная работа
Оборудование:
-аквариум с декоративными рыбками
- наборы открыток или иллюстраций с изображением рыб нашей местности : лещ, судак, окунь, плотва и т, д.
- наборы цифр, математических знаков.
- модели 10 овалов.
- пустая литровая банка, кубики 1 дм.
Используемые образовательные технологии
• Исследовательская технология
• Технология интегрированного занятия
• Здоровье сберегающие технологии
-Пальчиковая игра
-Физкультминутка
-Дыхательная гимнастика
• Игровые технологии
-Разгадывание загадок
Демонстрационный материал:
аквариум с декоративными рыбками, наборы открыток или иллюстраций с изображением рыб нашей местности : лещ, судак, окунь, плотва и т, д., наборы цифр, математических знаков, модели 10 овалов, пустая литровая банка, кубики 1 дм.
Раздаточный материал: тетради в клетку, краски, альбомные листы.
Словарная работа:
аквариумы, пруд, канава, озеро, проточная вода, плотва, карась, окунь, щука, краснопёрка, вьюн, ротан, карп, декоративные.
Ход занятия:
1 часть
-Ребята, сегодня я вас приглашаю на прогулку к водоёму. Закрывайте глаза и представьте, что мы уже там. Отгадайте о ком загадка: «Крылья есть да не птица, ног нет да не догонишь». (рыбка)
-Правильно, конечно это рыбки.
Дети рассматривают картинки, где изображены рыбы нашей местности. Сравнивают их по величине, окраске.
-А теперь посмотрите на этих рыбок. (все подходят к аквариуму)
Дети вместе с воспитателем любуются рыбками в аквариуме, вспоминают названия рыб.
-Как можно назвать всех рыб, живущих в аквариуме, одним общим словом? (аквариумные, декоративные)
-Как вы думаете, дети, можно ли поселить небольших рыбок из местных водоёмов в аквариум? Что для этого надо знать?
-Правильно, надо знать, чем питаются эти рыбы. Что ещё нужно знать, кроме того, чем и как кормить? Почему посаженные в аквариум рыбки начинают у вас гибнуть? Что вы сделали не так? Давайте подумаем вместе.
-Рыбы живут в пруду, канавах, озере, реке, морях, океанах. Может быть, теперь кто-нибудь догадался, каких рыб можно посадить в аквариум для жизни? На что похож наш аквариум больше - на речку или на пруд? Почему?
-Из аквариума вода не перетекает. Значит, он похожна пруд, а не на речку. Значит в аквариум можно сажать небольших рыбок, пойманных в пруду, в озере.
-А какие рыбки относятся к прудовым рыбам (карп, карась.)Выберите на картинках этих рыбок и отложите их в сторону. А вот оставшиеся рыбки : щука, окунь, плотва, сазан, лещ живут в реках, в проточной воде. Только вьюна ещё можно посадить в аквариум, потому что он живёт в канаве.
2 часть - Реши задачу.
-Папа с сыном ловили на пруду карасей. Папа поймал 6 карасей, а сын - 4 карася. Кто поймал больше? Замените карасей геометрическими фигурами
-Вспомните, сколько карасей поймал папа и обозначьте число его карасей цифрой.
-Вспомните, сколько карасей поймал сын, и обозначьте число его карасей другой цифрой. Давайте выложим карасей папы слева (болыиие овалы, а карасей сына - справа.
-Кто поймал больше рыбок и на сколько? Как узнать? (методом наложения, приложения)
-Каким действием можно решить эту задачу? Выложите решение с помощью карточек. (6-4 = 2)
-На сколько же больше карасей поймал папа, чем сын? На два карася больше. У папы больше, чем у сына, на два карася.
-Разложите снова рыбок папы слева, а рыбок сына - справа. Слева 6 рыбок, а справа 4 рыбки. Зная, сколько рыбок поймал папа и сколько поймал сын, что ещё можно узнать? Подумайте.
-Наверно, можно узнать, сколько они поймали вместе. Сколько всего рыбок поймали? Выложите решение с помощью карточек. (6 + 4 = 10)
-Сколько же карасей поймали папа и сын вместе? Они поймали 10 карасей. У них 10 карасей.
Физкультминутка
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (потягивания – руки вперёд.)
Сверху мостик – погляди. (потягивание – руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скореё,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (ходьба на месте.)
И на травке загораем!
3 часть - Измерение и заполнение аквариума водой.
-Караси, которых поймали папа и сын, были маленькими. Поэтому они решили поместить этих карасей в отдельные аквариумы. Папа купил два аквариума и предложил сыну выбрать аквариум для своих рыбок. Аквариумы разные: один большой, а другой маленький. (аквариумы заменяют коробками)
-Почему мы заменили аквариумы на коробки? Аквариумы тяжёлые, они стеклянные, их можно разбить.
-Подумайте, в какой аквариум поселит своих рыбок сын. Я думаю, в этот аквариум. Нет, в этот.
-Давайте определим, сколько литров вмещает каждый аквариум? Можно ли в картонную коробку налить воду? Конечно нет, она выльется.
-У меня на столе лежат кубики и стеклянная банка. В эту банку вмещается ровно 1 литр воды, её так и называют " литровая ". Посмотрите теперь на кубики (кубики размером 1 дм). Вот в такой куб тоже вмещается 1 литр воды. Как же узнать, сколько литров воды вмещается в этот аквариум? (коробку большего размера)
-Нужно заложить эти кубы в коробку и посчитать, сколько их вмещается, (ребёнок закладывает кубы, а дети считают : помещаются 5 кубов и над ними ещё 5 кубов,
всего 10 кубов) А сейчас определим объём другой коробки. В другой коробке вмещается 8 кубов, Какой аквариум вмещает больше воды? (дети показывают)
-У кого больше карасей - у папы или у сына? В какой же аквариум сын поместит своих рыбок? Сколько литров воды вмещает его аквариум?
-А сколько литров воды вмещает аквариум папы?
-А кто догадался, на сколько литров воды больше в аквариуме у папы, чем у сына?
(10 - 8 =2, на 2 литра)
4 часть - Решение задачи и рисование рыбок.
-Рыбки плавали, ныряли, -К ним подруга приплыла,
Весело в пруду играли. По счёту пятая она.
-Вдруг одна хвостом взмахнула -И умчалась в глубину
Озорно кругом взглянула Прямо к илистому дну.
- Сколько рыбок там осталось,
Когда одной не досчитались?
(5 - 1 =4)
Какое действие надо выполнить, чтобы правильно решить задачу?
Прочтите решение этой задачи.
-Сегодня у нас будет необычное рисование.
-Посмотрите на художественные материалы и инструменты, которые лежат на столах, и подскажите мне какой нетрадиционной техникой рисования мы сегодня воспользуемся? (рисование ладошкой и пальчиками)
-Разных рыб можно нарисовать либо ладошкой, либо восковыми мелками. Чтобы образ получился выразительным, дорисуем недостающие детали.
-Ребята, что можно нарисовать в нашем рисунке пальчиками? (водоросли, камушки, пузыри)
Дети выбирают художественные материалы, инструменты по своему желанию и приступают к выполнению задания.
5 часть – Пальчиковая игра «Рыбка»
Пока работы детей подсыхают, педагог приглашает поиграть.
Рыбка плавает в водице, Сложенными вместе ладонями дети
Рыбке весело играть. изображают, как плывёт рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница, грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони
Рыбка спинку изогнула, снова изображают, как плывёт рыбка
Крошку хлебную взяла. Делают хватат. движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула, снова «плывут»
Рыбка быстро уплыла.
В конце НОД все работы объединяются в единую композицию.