Ирина Нелепа
Технология эмоционального погружения во взаимодействии педагога-психолога с родителями дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Как стать эффективным психологом? Как принять вызовы времени и нынешнего социума, формирующие сознание будущего поколения? Что именно использовать, для того, чтобы моя деятельность имела стабильные результаты, была полезной и необходимой? Такие вопросы я часто задаю себе, осознавая, что современный педагог-психолог в дошкольном образовательном учреждении сможет помочь ребёнку преодолеть проблемы только при условии организации эффективного партнерства с его родителями наряду со взаимодействием с детьми. Для этого я провожу с родителями наших воспитанников встречи в разных форматах, используя множество методов и технологий. Однако сейчас я хочу раскрыть некоторые аспекты взаимодействия в рамках объединения «Родители-друзья-помощники», которое я организовала в саду более трёх лет назад.
Публикация «Технология эмоционального погружения во взаимодействии педагога-психолога с родителями дошкольников» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Помочь понять своих детей, мотивы их поведения, избежать ошибок, которые волей-неволей совершают все, дать лично себе ответ, как стать не авторитарным, а авторитетным родителем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в собственной семье – такие я ставлю цели взаимодействия с родителями.
«Я хочу, чтобы мой ребёнок был здоров, умён, удачлив, самостоятелен, активен, дружелюбен и харизматичен!» - озвучивают мне свои чаяния родители. А далее следует тирада обвинений в адрес своего же ребёнка. «Что мне сделать с ним?» - звучит вопрос в мой адрес, и я понимаю, что от меня ждут взмаха волшебной палочки над головой малыша или, по крайней мере, конкретного приёма, который поможет быстро исправить ситуацию без особых усилий, без осознания причин проблемы, без изменения в поведении и отношении самих родителей. Раз – и, вуаля, дитятко из агрессивного превратится в «мягкого и пушистого», из замкнутого и неуверенного - в лидера!
Но таких чудес не бывает! Воспитание – сложнейший и ответственный процесс, ведь, зачастую, нас никто не учит быть родителями! Хотя я в последнее время пытаюсь исключить слово «воспитание», просто потому, что родители ложно осознают, что они всегда правы, а дети должны) безоговорочно подчиняться. Поэтому, во-первых, я заменяю это определение на «взаимодействие», давая понять, что нужно осмыслить мотивы и предпосылки поведения ребёнка. Во-вторых, даю положительно-предвосхитительную оценку самим родителям, говоря: «Если Вы пришли на моё занятие, значит, Вы – ответственный и думающий родитель. Именно такого собеседника я и надеялась найти!»
И только после этого использую технологию эмоционального погружения, убедившись на практике, что человек сможет понять другого только после того, «побывает в его теле», ощутит его душевные переживания. И я всегда «погружаю» родителей в их детские воспоминания, ведь они самые яркие и эмоциональные.
Участников прошу закрыть глаза, сделать три глубоких вдоха и медленных плавных выдоха. На фоне этого расслабленного состояния предлагаю вспомнить свою родительскую семью, своё детство. Далее, соответственно теме, предлагаю родителям ощутить себя ребёнком в той ситуации, которую мы обсуждаем. И, поверьте, ещё не было такого участника, который сказал бы, что у меня в детстве ничего подобного не происходило! А мы, к слову, «докапываемся» до сути разных проблем: врунишки или капризульки, страхи или непослушание, конфликты или низкая самооценка, а также влияние эмоций, стиля общения и установок самих родителей.
Итак, родители с закрытыми глазами, расслаблены, погрузились в своё детство и отвечают себе. Для полной картины восприятия я задаю вопросы, помогающие осмыслить чаяния обеих сторон: ребёнка и его родителей и окружения.
«Для чего ты это сделал?»,
«Что почувствовал?»,
«Хочешь, чтобы кто-то узнал об этом?»,
«Как отреагировала на твой поступок мама (папа, бабушка, старший брат?»,
«Что ты теперь чувствуешь?»,
«Почему?»,
«Что чувствует мама?»,
«Почему?»,
«Что тебе хочется сделать сейчас?»,
«Что ты делаешь на самом деле?»,
«Кто тебе помогает справиться с твоими чувствами?»,
«Какой вывод ты для себя сделаешь?»,
«Какой совет Вы дадите себе маленькому?»,
«Что бы Вы посоветовали вашей маме?»
Да, сколько эмоций на лицах родителей я наблюдаю в эти минуты!
Вот так, в данном случае, действует моя схема: погружение эвристическая беседа внутренний конфликт открытие осознание мотивов поиск решения желание меняться самому и тем самым помочь ребёнку!
Далее мы обсуждаем ситуации и ощущения с ними связанные, закрепляем пути выхода из проблемы, ищем ресурсы, обыгрываем, творим. А ещё понимаем, как не проглядеть нужного момента, не отмахнуться от неважной для нас, но критичной для ребёнка ситуации, не убить желание или порыв, а, наоборот, побудить поделиться и раскрыться!
Общаясь с коллегами, я зачастую слышу, что родители сложно идут на контакт – им всё некогда! Однако, если у ребёнка вижу проблему, то использую веские аргументы, мотивируя родителей ко взаимодействию. Да, не всегда сразу получается, но, судя по моему опыту, когда я проявляю настойчивость, действительно желая помочь, родители, даже самые «сложные» раскрываются и мы вместе) добиваемся результата. И я заметила, что вот тогда эти родители обращаются ко мне чаще, даже по мелким вопросам, просто увидев на улице!
Таким образом, технология эмоционального погружения позволяет родителю «сбросить корону» и понять, что он сам когда-то был в подобной ситуации, осознать свои ошибки, и, самое главное, усвоить, что его малыш жаждет правильного и постоянного родительского внимания и заботы, как нежный цветочек, ждёт каждый день живительной влаги, каплю за каплей!