Оксана Балаева
Технология «Утренний круг»
▼ Скачать +Заказ
Добрый день уважаемые коллеги!
В инновационной программе от рождения до школы большое внимание уделяется вопросам взаимодействия педагогов и детей. В этом издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы. Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями. Необходимость нововведений связна с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит надо манятся и педагогам. И как же это сделать? В первую очередь нами были прослушаны вебинары на площадке МПАДО, проработана программа и методические пособия.
Публикация «Технология „Утренний круг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2023
Инновационная программа не требует резкой перестройки образовательного процесса. Они могут вводится постепенно, и в том объеме к которому готово ДОУ в целом.
Главной целью программы является оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий. А главное нововведение – это нацеленность на создание пространства детской реализации. Об этом мы узнали, прослушав вебинар с Николаем Савельевичем Вераксой. Он рассказал о задачах, которые стоят перед педагогом, создавая ее (пространства детской реализации, как взрослый должен взаимодействовать с ребенком. Очень важно понимать и поддерживать ребенка, услышать «голос ребенка», так называется одна из технологий, понять и постараться сделать такую среду для него, чтобы ему было интересно себя реализовывать в том окружении в котором он оказывается в детском саду. За пространством детской реализации стоит большая система переработки современных и ведущих подходов к развитию ребенка, поэтому педагог должен быть готов к этому. Скажу честно это далось не очень легко. Услышать голо ребенка и пойти за ним….
Хочу привести несколько примеров технологий. которые имеют места быть в нашей практике.
Внедряя технологию утренний и вечерний круг, перед нами всал вопрос какое время выделить в режимных моментах. По рекомендации программы утренний круг предлагалось проводить перед завтраком. Но практика показала, что в это время присутствовало мало детей и круг не был продуктивным. Мы не получали желаемого результата, детям, приходившим позже не была понятна установка круга на целый день. Для изменения ситуации мною была проведена беседа с родителями, которая не дала результата, на который мы рассчитывали, и родители по тем или иным причинам приводили детей к завтраку. Понимая, что дошкольная организация подстраивается под режим жизнедеятельности родителей, было принято решение передвинуть утренний круг в режимных моментах после завтрака, тем самым улучшить продуктивность, т. к. смогли охватить большее количество детей. Присутствующие дети на круге ставили задачи на целый день им хотелось очень много, а концу дня на вечернем круге не могли вспомнить поставленных задач. Вместе с детьми приняли решение, что задачи будем изображать схематично на говорящей стене (это еще одна из технологий). А в конце дня выполненные задачи обводить в круг, а не выполненные отмечать крестиком. Таким образом мы решали сразу несколько задач. Это помогало детям, которые приходили к началу ОД и не захватывали утренний круг. На вечернем круге, делая анализ прошедшего дня дети, опираясь на схемы четко строят свою речь, что в свою очередь помогает на занятиях по развитию речи. И дети научились рационально распределять весь день и не ставят уже много задач, а выбирают те, которые смогут решить. Наша группа очень любит интеллект – карты и мы применяем их во всех видах деятельности. Карты находятся в свободном доступе и когда у детей пополняется запас знаний по определенной теме, они могут взять карту и дополнить её. Таким образом интеллект – карты являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Конечно помогает развивающая среда, в которую вносятся новые событийные действия, относящиеся к той или иной теме недели. У нас уже была организованна развивающая среда с учетом ФГОС, в том объеме к которым мы были готовы. И моя задача состояла в том, чтобы детям было комфортно в среде, и они могли свободно ориентироваться в ней. Поэтому на одном из утренних кругов мы вместе с детьми определили, что им интересно, как мы будем обозначать контейнеры. Дети решили подписать контейнеры, а не наклеивать лейблы. Вместе сделали перепись игр, наклеили названия. И дети сами расставили игры, так как считали нужным, обосновывая свои действия почему они это ставят на это место. Таким образом была организованна развивающая среда, в которой отражался «голос ребенка». Мы с детьми не останавливаемся на достигнутом, в среду вносятся изменения в зависимости от интересов детей.
Представляя свой опыт на площадке МПАДО рассказывала о технологии образовательное событие, которое возникло во время проведения ООД «овощи и фрукты» с незнакомым для детей фруктом Авокадо. Это событие возникло спонтанно по желанию и интересу вызванным у детей. За время проведения образовательного события мы с детьми проращивали росток, высаживали его в землю, параллельно этому изучали Мексику Родину авокадо (животный, растительный мир, традиции и обычаи народа.) Очень интересно детям стало поздравление детей на Д / Р, с использованием пиаты, и мы сделали её сами, поздравив таким образом наших именинников.
После представления всех образовательных событий у экспертов возник вопрос, в чем же отличие образовательного события и проектной деятельности. Параметры вы видите на экране…. Анализируя свое образовательное событие, мы отталкивались от параметров, которые отличают проект от образовательного события.
Основа нашего события спонтанно возникший интерес, в который включилась вся группа. Мы действовали по принципу здесь и сейчас. И документацией являлись, только артефакты появившиеся в результате деятельности детей.
Немного остановимся на технологии развивающий диалог. Эта технология для нас не новая, но все – таки является инновационной в образовательном процессе, потому что в общении с ребенком мы должны создавать условия, чтобы дети рассказывали о своих впечатлениях, приводили доводы своих рассуждений и аргументировали свои высказывания.
Доводы и аргументы, это одно из сложных составляющих развивающего диалога, потому что сказать ребенку, что собака домашнее животное, потому что она живет в доме, это просто и эти знания мы даем на ОД, но соотнести бродячую собаку с тем, что она тоже домашнее животное и доказать, что даже бродячая собака, потому что она собака – домашнее животное ребенку сложно.
Поэтому мы использовали разные приемы, подходы для подготовки ребят к участию в развивающем диалоге. Сегодня у нас разработаны разные темы, которые мы можем взять для развивающего диалога. Есть интеллект карты к ним, дидактические игры, лото, альбомы, которые содержат фотографии, рисунки, по теме диалога. Данный материал позволяет создавать среду, с которой ребенок в игре узнает, соберет свой опыт по данной теме, чтобы быть активным участником в нем.
Развивающий диалог мы начинаем как на утреннем круге, так и в свободной деятельности с детьми. Но увидели, что ребятам не просто доказывать свои мысли, отождествлять, объединять свои знания, свой опыт для подтверждения своего суждения. И тогда мы предложили ребятам самостоятельно составить интеллект – карты, в которых они обозначали 3-4 факта с доказательством их собственной позиции. Дети приводили разные суждения из своего опыта, рассказывали и доказывали свою позицию. Кто, что знает, но при этом у них не получается сопоставлять из-за неподготовленности к теме и тогда возникла идея предложить родителям вместе с детьми составить интеллект – карты доказательств ребенка. Такая форма помогла каждому ребенку увидеть, что развивающий диалог не просто рассказ, а аргумент подтверждающий его позицию. Отталкиваясь от полученного опыта, сейчас перед развивающим диалогом, предлагаем родителям составить интеллект – карты доказательств позиции ребенка опирался на который строим развивающий диалог. Нами только приобретается опыт использования технологии, но дети уже сейчас стали разговаривать обоснованно, приводить аргументы, объяснять ту или иную ситуацию. Конечно не все, но работа продолжается.
Таким образом внедряя инновационную программу мы смогли охватить основные инновации программы.
- изменения в распорядке дня.
- ввели новые элементы в режиме дня
- так же ввели новые образовательные технологии, это пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, говорящие стены.
- перешли на новый формат детско–взрослых взаимоотношений, умение «слышать голос ребенка»
- предложили новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
- преломили развивающую среду под группу и детей.
- значительную часть освоения приметного содержания (знания, умения, навыки) проводим в новых форматах таких как утренний и вечерний круг, проектная деятельность, образовательное событие.
- постепенно переходим на новый формат взаимодействия с родителями, т. е. не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача – воспитание ребенка, при этом воспитатель как профессионал занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается и содействует ему по мере сил.
Работа в инновации может показаться, на первый взгляд, более сложным и труднореализуемым, однако на практике он более удобен и интересен, и детям, и родителям, и воспитателям, и администрации.
Спасибо за внимание!