Наталья Киндина
Технология «Умная стена»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В основном документе Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования описаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе описаны и требования к организации предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
На современном этапе обучения и развития детей в дошкольном учреждении большое значение имеет грамотно организованная и оформленная предметно – развивающая среда. Ведь в детском саду стены могут и воспитывать, и развивать. При правильной организации предметно-развивающая среда в группе дает возможность всем детям (в том числе и детям с ОВЗ) приобретать те или иные качества личности и всестороннее развитие.
Публикация «Технология „Умная стена“» размещена в разделах
Мы разработали авторскую технологию «Умная стена», отличительной чертой которой является то, что вся основа стены это в идеале «магнитная стена» или стена, оформленная магнитной доской с возможностями рисовать. Данная технология направлена на то, что ребенок получает необходимую ему информацию с помощью визуализации своих уже имеющихся знаний или при получении новых, самостоятельно спланировать ту деятельность, которой он будет увлечен. Кроме того «умная стена» позволяет ненавязчиво для ребенка погрузить его в образовательный процесс.
Наша авторская технология «Умная стена» заключается в оформлении стены магнитной доской которая несет в себе несколько функций: сенсорную, интерактивную и развивающую в том числе общие психические компоненты.
Цель авторской технологии: Создание условий для развития детей дошкольного возраста по всем областям образовательной деятельности по ФГОСу с учетом особенностей в развитии детей и образовательной программы в детском саду.
Задачи:
- создать условия для самовыражения и саморазвития детей;
- создать условия для развития и проявления познавательной активности;
- создать благоприятную атмосферу для эмоционального комфорта детей;
- создать условия для развития основных познавательных процессов психики (развитие памяти, внимания, восприятия, ощущения, мышления, воображения).
Мы разработали несколько видов магнитов (с использованием подручных материалов и игрушек) и вариаций игр с ними, которые на наш взгляд будут нечто новым и интересным для детей дошкольного возраста.
1. «Сенсорные магниты».
Описание: в основе использованы обычные магниты с холодильников разных размеров, на поверхность которых были приклеены подручные материалы с различной текстурой- ворсистая поверхность, поверхность с различной мягкостью и твердостью, шершавая поверхность, поверхность с наполнением (мешочки с бусинами, губка, ворсистая поверхность, искусственная трава, наждачная бумага, деревянные бусины, пуговицы, карандаши и т. д.).
Цель: данные магниты позволяют развивать сенсорные рецепторы на пальцах, что позволяет простимулировать основные психические процессы детей, развивается мелкая моторика. Стимулируют к познавательной деятельности, восприятию, кроме того, ребенок знакомится с различными видами материалов и поверхностей.
Игры с данными магнитами разнообразны, их можно варьировать в зависимости от поставленных целей и задач:
- игры на поиск заданной поверхности по тактильным свойствам («найди самую мягкий/твердый/шершавый/гладкий и т. д. магнит»);
- поиск магнита по личностным предпочтениям («какой магнит для тебя наиболее приятный/не приятный на ощупь»);
- выстраивание цепочки («дорожки») из магнитов по заданному образцу или по своему усмотрению ребенка (от гладкого к более шершавому и наоборот);
- выкладывание «узоров» или «объектов» по заданию педагога или по желанию ребенка.
2. «Магниты - игрушки».
Описание: при изготовлении данных магнитов мы использовали игрушки из «киндер сюрпризов», например это могут быть герои любимых мультипликационных фильмов («Лунтик», «Фиксики», «Малышарики/Смешарики» и др., животные, транспорт, герои сказок. К плоским магнитам приклеиваются различные игрушки, в зависимости от целей и задачей педагога. Разборные игрушки мы не использовали.
Цель: данные магниты направлены на развитие всех процессов психики, в том числе и речи.
Спектр игр с данными магнитами разнообразен, дети могут играть с данными магнитами самостоятельно, придумывая сюжеты игр и обыгрывая их. Можно использовать их для совместных игр с педагогом корректно и ненавязчиво погружая детей в образовательный процесс. Главной изюминкой на наш взгляд является то, что «магниты – игрушки» можно сочетать с рисованием на доске мелками. Таким образом это дает «полёт фантазий» для детей в придумывании сюжетов игр и образовательных заданий для педагога. Мы можем привести несколько игр с данными магнитами.
- Игры - упражнения на развитие воображения: «Помоги Миле собрать букет цветов». Задача для ребенка – нарисовать цветы для букета. «У Лунтика день рождение». Задача для ребенка- нарисовать праздничную полянку. «Строим Теремок». Задача для ребенка нарисовать теремок на свое усмотрение.
- Игры на развитие памяти и внимания: здесь задания строятся на основных принципах «Что было?», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Дорисуй как было» и т. д.
- Игры на развитие мышления: «Лабиринты», причем педагог может как самостоятельно нарисовать лабиринт, так и дать возможность ребенку придумать лабиринт. «Что не так?», «Дорисуй» (например, элемент части тела животного, элемент предмета, «группировка» магнитов – игрушек по разным принципам (например, животные домашние/ дикие, герои заданной сказки).
- игры на развитие моторики рук: в основе лежат игры с «дорожками», во время которых ребенок перемещает «магнит – игрушку» по заданному направлению. Например, «Едем только по длинной/короткой/прямой/неровной дороге», «проводи Колобка домой» и др.
- игры на развитие речи: здесь дети могут придумывать сказки, истории, описывать игрушки, имитировать их речь и голоса, снимать новые сюжеты мультфильмов
3. «Строительные магниты».
Описание: к плоским магнитам прикреплены детали «Лего», небольших размеров деревянные «Строительные кубики». «Магниты - строители» из конструктора «Лего» мы рекомендуем применять с детьми наиболее старшего возраста, детям младшего возраста интересно строить на магнитной стене из деревянных строительных кубиков. Кроме того, можно использовать уже готовые различные наборы магнитных конструкторов и мозаик.
Цель: развивать мышление, воображение, пространственное восприятие, знакомство детей с конструированной деятельностью.
Все игры направлены на создание «постройки» с учетов возрастных особенностей и индивидуальных особенностей в развитии детей.
В заключении хочется отметить, что все виды магнитов во время игр, упражнений можно между собой сочетать и использовать друг с другом. В связи с чем игры становятся наиболее интересными и насыщенными как в эмоциональном плане, так и в образовательном компоненте.
Данная авторская технология была нами разработана с опорой на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для дошкольных учреждений https://fgos.ru/