татьяна Гаврина
Технология «Сторисек»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Тополек»
г. Назарово Красноярского края
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
«СТОРИСЕК»
Автор:
Гаврина Татьяна Ивановна,
воспитатель высшей кв. кат. ,
МБДОУ «Детский сад №13 «Тополек»
г. Назарово Красноярского края
Пояснительная записка
Публикация «Технология „Сторисек“» размещена в разделах
Прошло то время, когда дети бежали в библиотеку и погружались в волшебный мир книг. Гаджеты вытеснили книги. Редко, когда можно увидеть ребенка с книгой в руках. Наблюдая за детьми в группе, обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись воспитанники, могли нарисовать в книге или порвать её). Во время беседы «Любимые книги дома» 60% детей группы говорили, что им не читают книги. Во время рассматривания иллюстраций в книге сказок Саша К. спросила: «Кто делает книги?». Затем последовали предположения детей: что их делает продавец в магазине, художники, дяди. Поэтому для решения данной проблемы в сентябре 2020 года был разработан долгосрочный проект «В дружбе с книгой» с внедрением в него технологии «Сторисек».
В рамках проекта проводились мероприятия: оформление мини-музея «Такие разные книги», подбор художественной литературы в соответствии с примерным комплексно - тематическим планированием, изготовление родителями совместно с детьми книжек-самоделок с дальнейшей их презентацией, экскурсии в библиотеку, создание в группе больницы для книг «книжкин доктор», благотворительная акция «Подари книгу», использование «волшебной коробки «Сторисек».
Проект длился с сентября 2020 г. по май 2021 г.
Участниками проекта стали воспитанники средней группы, педагоги, родители воспитанников.
По результатам проекта мы могли наблюдать, что у детей повысился интерес к чтению художественной литературы, к рассматриванию книг.
Особый интерес вызвала «волшебная коробка «Сторисек», которая позволила «потрогать» сказки. Дети в течении длительного времени пользовались компонентами коробки, дополняли ее содержимое необходимыми атрибутами для обыгрывания прослушанного произведения.
По результатам реализации проекта было принято решение о продолжении использования технологии «Сторисек», как самостоятельной практики в образовательный процесс с сентября 2021г.
Описание системы работы по реализации педагогической практики «Сторисек».
На начало и конец учебного года (сентябрь 2021г - май 2022г) проводилась «Диагностика сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста» и были получены следующие результаты ( критерии: интерес к слушанию чтения книг; рассматривание иллюстраций; понимание содержания литературного произведения, пересказ прочитанного, беседа о произведении) :
уровень Итог
начало реализации практики окончание реализации практики
Высокий 0 (0%) 4 детей (20%)
Средний 12 детей (60%) 14 детей (70%)
Низкий 8 детей (40%) 2 (10 %)
Методика 2. Наблюдение за деятельностью детей со «Сторисеком»
Цель: выявить уровень заинтересованности ребенка к компонентам «волшебной коробки», частоте обращения к книге (ребенок в течении дня неоднократно обращается к книге, рассматривает иллюстрации, ведет беседы по иллюстрациям; в течении дня пользуется компонентами «Сторисека»)
уровень Итог
начало реализации практики окончание реализации практики
Высокий 0 (0%) 4 детей (20%)
Средний 10 детей (50%) 14 детей (70%)
Низкий 10 детей (50%) 2 (10 %)
Основные составляющие практики:
Подготовительный этап
1. Определяется произведение детской художественной литературы, с которым планируется познакомить детей. Критерии отбора книги: книга, соответствующая возрасту детей; качественные иллюстрации.
2. Изготовление мешка (чемодана, сундука) для комплекта материалов.
Изготовление «мешка историй» совместно с детьми, или привлечение родителей. Его можно украсить пуговицами, бисером можно приклеить к мешку бумажные элементы и др.
3. Подготовка компонентов для наполнения мешка (Компоненты «Сторисека» - художественная книга, мягкие игрушки или игрушка для театрализованной деятельности и реквизиты к книге, научно-популярная книга, аудиокнига, речевые игры, «шпаргалки» для родителей)
Основной этап.
Это непосредственная работа с мешком историй.
1. Работа с художественной книгой предполагает громкие чтения в группе детей;
2. Беседа по содержанию книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций;
3. Разыгрывание при помощи игрушек эпизода/эпизодов художественного произведения;
4. Проведение игр по произведению;
5. Работа с научно-популярной книгой (поиск ответов на вопросы, возникшие в ходе чтения и обсуждения художественного произведения);
6. Коллективное прослушивание аудиокниги с разукрашиванием раскрасок.
7. Завершающий этап: собираются впечатления о книге (произведении, уточняется запрос детей.
Регулярность проведения –1 раз в 2 месяца.
Взаимодействие с родителями (законными представителями, семьями воспитанников.
Публикации на сайте, проведение родительского собрания, «шпаргалки» для родителей, акции, совместные творческие выставки, консультации, результаты диагностики (по запросу родителей) помогут в установлении партнерских отношений с родителями.
Взаимодействие с социальными партнерами.
Групповое посещение филиала библиотеки пос. Строителей на запланированные мероприятия; пополнение книгами мини-музея «Такие разные книги»; наполнение «Волшебной коробки «Сторисека» художественными, научно-популярными книгами.
Диагностический инструментарий
В качестве диагностического инструментария применялось 2 диагностические методики:
1) «Диагностика сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста»
Критерии: интерес к слушанию чтения книг; рассматривание иллюстраций; понимание содержания литературного произведения, пересказ прочитанного, беседа о произведении;
На основе выделенных критериев были определены следующие уровни:
Высокий уровень – ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определённой тематики или жанра. Рассматривает иллюстрации в книге. Может назвать любимую книгу. Может воспроизвести прочитанное из книги, пересказать по своему. Демонстрирует попытки инсценировки с участием взрослого. Может слушать чтение более 15 минут.
Средний уровень – ребёнок с интересом слушает чтение книги, но испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (реалистические рассказы, лирическое стихотворение и так далее). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Может назвать любимую книгу. Рассматривает иллюстрации, отождествляет предмет и изображение. Демонстрирует интерес к тексту произведения. Рассматривает и комментирует картинки в книге, совместно со взрослым, иногда самостоятельно. Слушает чтение 10 минут.
Низкий уровень – ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Книга в основном вызывает интерес в качестве игрушки. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает. Пассивен при обсуждении книги. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Может слушать чтение книги, не отвлекаясь до 7мин.
Для обработки полученных результатов, мы сочли целесообразным воспользоваться методикой В. И. Зверевой. В нашем варианте диагностические параметры представляли собой вышеназванные знания, которые оценивались по трёхбальной шкале (1-3).
«1» балл выставлялся тогда, когда знание не проявлялось или было недостаточно сформировано.
«2» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось, и было достаточно сформировано.
«3» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось всегда, и было достаточно полно сформировано.
Результаты следующие:
уровень Итог
начало реализации практики окончание реализации практики
Высокий 0 (0%) 4 детей (20%)
Средний 12 детей (60%) 14 детей (70%)
Низкий 8 детей (40%) 2 (10 %)
2) Методика 2. Наблюдение за деятельностью детей со «Сторисеком»
Цель: выявить уровень заинтересованности ребенка к компонентам «волшебной коробки», частоте обращения к книге (ребенок в течении дня неоднократно обращается к книге, рассматривает иллюстрации, ведет беседы по иллюстрациям; в течении дня пользуется компонентами «Сторисека»)
уровень Итог
начало реализации практики окончание реализации практики
Высокий 0 (0%) 4 детей (20%)
Средний 10 детей (50%) 14 детей (70%)
Низкий 10 детей (50%) 2 (10 %)