Шамсиева Юлия
Использование технологии «Синквейн» как активизатора познавательной деятельности и как метода развития речи в старшей группе
▼ Скачать
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» - КАК АКТИВИЗАТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
«Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятие о
предмете».
Л. С. Выготский
Публикация «Использование технологии „Синквейн“ как активизатора познавательной деятельности и как метода развития речи в старшей группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий. Необходима опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подход. Они то и способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей.
Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.
«Синквейн» в переводе с франзузского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси.
Цель: выявить влияние метода синквейн на познавательную и речевую активность детей старшего возраста.
Предмет исследования – метод синквейн.
Гипотеза - применение на занятиях по развитию речи метода синквейн будет способствовать повышению познавательной и речевой активности детей старшего возраста.
Новизна : данный метод, позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Почему я взяла тему сингвейн! Я,человек,который только познаю всю сферу дошкольного образования и очень заинтересовалась этим нерифмованным стихотворением.
Актуальность использования этой методики в работе с дошкольниками, которую я хочу представить вашему вниманию, имеет некоторые преимущества.
Во-первых, она рассчитана на большую детскую аудиторию, и может быть полезна как дошкольникам с речевыми нарушениями, так и с нормальным психофизическим развитием.
Во-вторых, научит быстро актуализировать словарь, грамотно строить предложение и логическое высказывание.
В-третьих, оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность. Этот метод научит также анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать.
Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:
1. Рассмотреть интерактивный метод обучения – синквейн;
2. Изучить практический метод синквейн на занятиях по развитию речи у детей старшего возраста ДОУ.
Данная работа состоит из двух глав, которые соответствуют задачам исследования.
Глава 1. Технология «Синквейн» как средство коррекции и развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В последнее время все чаще и чаще стали появляться данные о том, что поступающие в первый класс дети имеют низкий уровень развития речи : дошкольники не умеют составлять описательные, сюжетные, творческие рассказы, не способны полно и точно пересказать прочитанное, их связные высказывания довольно краткие, рассказы.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь определенный лексический запас. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология «Синквейн».
Синквейн - это тоже своего рода стихотворение, только стихотворение это – нерифмованные стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Чтобы детям было проще запомнить, какие слова должны быть в каждой из строк, им предлагаются схемы или алгоритмы составления синквейнов. Зачастую, такие схемы делают в виде елочки, каждый ярус которой схематически изображает необходимое слово. Такая наглядность позволяет детям быстрее запомнить правила составления синквейна.
Синквейн состоит из пяти строк:
1. Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? что?
2. Вторая строка - два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета. По части речи это прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? Это описание признаков предмета, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? что делают?
4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
5. Пятая строка - последняя. Одно слово (бывает два)- существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, то есть это личное выражение автора к теме - синоним. Обычно, как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?
Глава 2. Использование технологии «Синквейн» на занятиях по развитию речи в старших группах ДОУ
Для того, чтобы ясно, связно и грамматически точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Поэтому работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :
1. Подготовительный этап:
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «предложение», «слово-ассоциация».
Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д.
Формы организации образовательного процесса:
1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .
2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?»,«Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).
3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.
На данном этапе очень важно научить детей выражать свое личное отношение к теме одной фразой, а также использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.
2. Основной этап
Цель этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн с помощью педагога.
«Сочинения» имеют различную тематику, хорошо знакомую детям.
3. Практический этап
Цель: совершенствование навыка составления синквейна.
Целесообразно использовать для закрепления изученной лексической темы. При составлении с дошкольниками важно помнить, что необходимо использовать только хорошо известные темы и обязательно показывать образец. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы, и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Пример синквейна на слово Волк.
Кто? - Волк.
Какой? - Серый,злой.
Что делает? - Воет, нападает, охотится.
Предложение - Серый волк зубами щелк!
Ассоциация - Зверь.
Как видно из примеров, количество слов может быть не строго по правилам - ведь это работа детей, их творчество, их сочинительство.
Синквейн в дошкольном возрасте является отличным методом развития речи детей, умеющих читать. Но, как правило, таких детей в детском саду немного, в основном, это воспитанники подготовительных групп, поэтому при составлении синквейнов с детьми, которые не умеют читать нужно задавать наводящие вопросы, а еще лучше - определить систему знаков, подсказок, символов, мнемотабличек, обозначающих вопросы для детей:
Также необходимо обязательно показывать детям образец составления синквейна - так дети гораздо быстрее освоят данную технологию.
Заключение
Технология синквейн органично вписывается в работу с детьми старшего дошкольного возраста, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Применение методики дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:
1. У детей формируется интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.
2. Закрепляются знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.
3. Обогащается словарь, активизируется употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.
4. Совершенствуется вербальный анализ и синтез, способствует развитию памяти, внимания, мышления.
5. Развивается ассоциативное мышление, умение рассуждать на заданную тему.
Чем разнообразней будут схемы синквейна, тем больше будет интереса у детей к тому, что положительно будет влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.