Папки-передвижки

Использование технологии «Синквейн» как активизатора познавательной деятельности и как метода развития речи в старшей группе

Шамсиева Юлия
Использование технологии «Синквейн» как активизатора познавательной деятельности и как метода развития речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» - КАК АКТИВИЗАТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

«Мышление развивается в проблемной ситуации,

когда ребёнок сам «собирает» понятие о

предмете».

Л. С. Выготский

Публикация «Использование технологии „Синквейн“ как активизатора познавательной деятельности и как метода развития речи в старшей группе» размещена в разделах

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий. Необходима опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подход. Они то и способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей.

Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

«Синквейн» в переводе с франзузского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси.

Цель: выявить влияние метода синквейн на познавательную и речевую активность детей старшего возраста.

Предмет исследования – метод синквейн.

Гипотеза - применение на занятиях по развитию речи метода синквейн будет способствовать повышению познавательной и речевой активности детей старшего возраста.

Новизна : данный метод, позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Почему я взяла тему сингвейн! Я,человек,который только познаю всю сферу дошкольного образования и очень заинтересовалась этим нерифмованным стихотворением.

Актуальность использования этой методики в работе с дошкольниками, которую я хочу представить вашему вниманию, имеет некоторые преимущества.

Во-первых, она рассчитана на большую детскую аудиторию, и может быть полезна как дошкольникам с речевыми нарушениями, так и с нормальным психофизическим развитием.

Во-вторых, научит быстро актуализировать словарь, грамотно строить предложение и логическое высказывание.

В-третьих, оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность. Этот метод научит также анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать.

Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:

1. Рассмотреть интерактивный метод обучения – синквейн;

2. Изучить практический метод синквейн на занятиях по развитию речи у детей старшего возраста ДОУ.

Данная работа состоит из двух глав, которые соответствуют задачам исследования.

Глава 1. Технология «Синквейн» как средство коррекции и развития речи детей старшего дошкольного возраста.

В последнее время все чаще и чаще стали появляться данные о том, что поступающие в первый класс дети имеют низкий уровень развития речи : дошкольники не умеют составлять описательные, сюжетные, творческие рассказы, не способны полно и точно пересказать прочитанное, их связные высказывания довольно краткие, рассказы.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь определенный лексический запас. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология «Синквейн».

Синквейн - это тоже своего рода стихотворение, только стихотворение это – нерифмованные стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Чтобы детям было проще запомнить, какие слова должны быть в каждой из строк, им предлагаются схемы или алгоритмы составления синквейнов. Зачастую, такие схемы делают в виде елочки, каждый ярус которой схематически изображает необходимое слово. Такая наглядность позволяет детям быстрее запомнить правила составления синквейна.

Синквейн состоит из пяти строк:

1. Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? что?

2. Вторая строка - два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета. По части речи это прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? Это описание признаков предмета, раскрывающие тему синквейна.

3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? что делают?

4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5. Пятая строка - последняя. Одно слово (бывает два)- существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, то есть это личное выражение автора к теме - синоним. Обычно, как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

Глава 2. Использование технологии «Синквейн» на занятиях по развитию речи в старших группах ДОУ

Для того, чтобы ясно, связно и грамматически точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Поэтому работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

1. Подготовительный этап:

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «предложение», «слово-ассоциация».

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д.

Формы организации образовательного процесса:

1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .

2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?»,«Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).

3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

На данном этапе очень важно научить детей выражать свое личное отношение к теме одной фразой, а также использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.

2. Основной этап

Цель этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн с помощью педагога.

«Сочинения» имеют различную тематику, хорошо знакомую детям.

3. Практический этап

Цель: совершенствование навыка составления синквейна.

Целесообразно использовать для закрепления изученной лексической темы. При составлении с дошкольниками важно помнить, что необходимо использовать только хорошо известные темы и обязательно показывать образец. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы, и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Пример синквейна на слово Волк.

Кто? - Волк.

Какой? - Серый,злой.

Что делает? - Воет, нападает, охотится.

Предложение - Серый волк зубами щелк!

Ассоциация - Зверь.

Как видно из примеров, количество слов может быть не строго по правилам - ведь это работа детей, их творчество, их сочинительство.

Синквейн в дошкольном возрасте является отличным методом развития речи детей, умеющих читать. Но, как правило, таких детей в детском саду немного, в основном, это воспитанники подготовительных групп, поэтому при составлении синквейнов с детьми, которые не умеют читать нужно задавать наводящие вопросы, а еще лучше - определить систему знаков, подсказок, символов, мнемотабличек, обозначающих вопросы для детей:

Также необходимо обязательно показывать детям образец составления синквейна - так дети гораздо быстрее освоят данную технологию.

Заключение

Технология синквейн органично вписывается в работу с детьми старшего дошкольного возраста, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Применение методики дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:

1. У детей формируется интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.

2. Закрепляются знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.

3. Обогащается словарь, активизируется употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.

4. Совершенствуется вербальный анализ и синтез, способствует развитию памяти, внимания, мышления.

5. Развивается ассоциативное мышление, умение рассуждать на заданную тему.

Чем разнообразней будут схемы синквейна, тем больше будет интереса у детей к тому, что положительно будет влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии «Синквейн» как активизатора познавательной деятельности и как метода развития речи в старшей группе
Опубликовано: 18 ноября 2022 в 20:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии «Синквейн» как активизатора познавательной деятельности и как метода развития речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Шамсиева Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД