Нина
Технология сенсорного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ Одинцовская СОШ № 1 дошкольное отделение –детский сад № 77
Технология сенсорного воспитания
«Познаем мир, играя» для детей 5-7 лет
Воспитатель : Трунова Н. Ю.
Одинцово
2022
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Публикация «Технология сенсорного воспитания» размещена в разделах
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Период младшего дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.
Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента: формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, которые выполняют функцию сенсорных эталонов, формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте огромно.
Усвоение сенсорных эталонов не ограничивается рамками младшего дошкольного возраста, а продолжается и в дальнейшем, так как это довольно длительный процесс, который осуществляется на основе преемственности.
Развитие сенсорных эталонов возможно, как на занятиях в дошкольном образовательном учреждении, так и в общении родителей и детей, на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.
Лев Абрамович Венгер ввёл понятие «воспитание сенсорной культуры ребенка», которое дает четкое понимание того, что сенсорное развитие ребенка необходимо направлять и контролировать. В случае отсутствия данного вида деятельности с детьми, сенсорное воспитание детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.)
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир,
Так как сенсорное развитие происходит через продуктивную деятельность, оно является одним из условий успешного познания различной практической деятельности.
Проведенная работа и наблюдения за детьми, показали, что дошкольный возраст очень важен для развития сенсорных способностей детей. Развитие у ребенка этих способностей должно быть постоянно на виду у воспитателя, родителей и осуществляться различными средствами и методами, и так же с помощью дидактических пособий и игр.
Развитие сенсорных эталонов происходит в процессе самой различной деятельности (игровой, творческой). Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.
В процессе сенсорного развития происходит распознавания индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, определение его творческой направленности. От того насколько полно ребенок может осязать окружающее, в большой степени зависит успешность его интеллектуального, эстетического, нравственного, физического развития. сенсорное развитие в дошкольном возрасте позволяет ребенку более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.
Содержательная часть.
Цель реализации данной технологии :
Формирование сенсорной культуры, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, повышение эффективности обучения.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей, развивать память.
2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
3. Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, развивать логическое мышление.
Воспитательные :
1. Воспитывать интерес к предметному окружению.
2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)
Образовательные:
1. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием.
2. Способствовать умению детей называть свойства предметов.
3. Активизировать речь детей.
Планируемые образовательные результаты.
Для детей.
Технология сенсорного развития способствует:
•стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и тактильные ощущения.
•развитию мелкой моторики;
•созданию положительного эмоционального фона;
•активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
•повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности;
•успешности в предметной деятельности;
•умению знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра и их оттенки;
•умению различать и знать геометрические формы;
•умению идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).
Для родителей:
•Информированность о необходимости сенсорного развития детей.
•Проявление интереса к деятельности детей в детском саду.
•Помощь родителей в изготовлении дидактических пособий для сенсорного развития.
Основными принципами работы с детьми являются:
•учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
•от простого к сложному;
•наглядность;
•систематичность, последовательность и прочность усвоения знаний, формирования интереса к занятиям, развитие умственной активности
Методы и приемы.
•показ с проговариванием действий,
•устная инструкция,
•демонстрация выполнения задания,
•игровые приёмы,
•проблемные ситуации,
•дидактические игры,
•художественное слово.
Процессуальная часть.
Сенсорное развитие ребенка– это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве относительно друг друга.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, хроматические (цветные) : красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и ахроматические цвета – белый, серый, черный.
В качеств эталонов формы геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер.
Программа по сенсорному развитию представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных сенсорных эталонов : цвета, величины, формы, умения ориентироваться на 2-3 сенсорных признака одновременно.
Поэтому важным условием для полноценного сенсорного развития детей является создание специальной развивающей среды, пополнение дидактическими играми и пособиями на закрепление цвета, величины, знание геометрических форм, определение соотношений предметов по цвету, величине, форме, в том числе пособиями, изготовленными своими руками.
Кроме того, для более успешного усвоения каждой темы используются мультимедийные приложения к данной программе по сенсорному развитию.
Многие игры и упражнения носят познавательный и исследовательский характер. Дети с увлечением вовлекаются в подобные эксперименты, придумывают игры сами, активно делают предположения и выводы.
Участие родителей в сенсорном развитии детей.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к дидактическим пособиям, изготовленными родителями, рассказывают о том, как они их использовали в своих играх. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией сенсорного обучения детей. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, стали более любознательными, усидчивыми, аккуратными.
Описание реализации технологии в образовательном процессе
1 этап.
•Изучение методической литературы.
•Составление планирования.
•Оснащение предметно пространственной развивающей среды.
2 этап.
•Проведение занятий с детьми.
•Вовлечение родителей в образовательный процесс посредством мастер-классов.
•Демонстрация педагогического опыта.
3 этап.
Анализ педагогической деятельности: выводы и заключения.
Мониторинг уровня сенсорного развития воспитанников.
Критерии оценки по сенсорному развитию
Старшая и подготовительная к школе группа
• знает и соотносит с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, голубой, оранжевый, фиолетовый, белый, серый, черный) и их оттенки (голубой, розовый, может получить оттенки цветов, путем смешивания красок;
• различает и знает геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник, конус, куб, трапеция, цилиндр, эллипс, призма.
• уверенно берет большие предметы указательным и средним пальцами, мелкие предметы – пинцетом.
• идентифицирует предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).
• может выкладывать предметный ряд по возрастанию и убыванию.
• собирает по образцу и словесному заданию изображения из геометрических фигур.
• умеет пользоваться дидактическими пособиями на развитие мелкой моторики.
• знает направления движения, уверенно ориентируется на листе бумаги в клетку.
Используемая литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 1988. – 158 с.
3. Свистунова-Болотова И. С. Игровые технологии как средство сенсомоторного развития младших дошкольников в условиях ДОУ // Обучение и воспитание : методики и практика. 2016. № 28. С. 158-161
4. Ахметзянова А. М., Бламыкова М. Г., Рахманова С. А. Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр» // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 4 (8). С. 76-77.
5. Ляу Н. М. Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / В сборнике: Воспитание и обучение : теория, методика и практика III Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 148-191.
6. Галкина И. А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ// Актуальные задачи педагогики: материалы II Международной конференции (г. Чита, июнь 2012 г. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. – с. 36-37.