Ольга Шветцова
Технология саморазвития М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Пояснительная записка ….….3
Цель…. 6
Задачи…. 6
Формы организации деятельности…7
Ожидаемые результаты…. 8
Приложение ….….10
Пояснительная записка
Технология Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Коррекционные воздействия являются эффективными по отношению к вторичным недостаткам развития и предполагают создание оптимальных условий для эмоционально – личностного и интеллектуального развития; профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, их оптимизацию с использованием потенциальных возможностей. В настоящее время для детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны технологии коррекционной работы, интегрирующие достижения отечественных и зарубежных исследователей. Одним из эффективных и результативных вариантов, который позволяет учесть, как общие, так и специфические закономерности развития дошкольников с ОВЗ, является использование Монтессори – материалов. Методика Марии Монтессори – это универсальная разработка, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач развития ребенка: обеспечение оптимальных условий для формирования когнитивной и аффективной сферы, регуляторного обеспечения психической активности с учетом специфики их совершенствования в онтогенезе. «Соревнуясь» лишь с самим собой, ребенок получает убежденность в личных силах и полностью осваивает предложенный материал. Основной принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!». То есть взрослый (дефектолог, педагог, психолог, родитель, исходя из интересов и возможностей ребенка, создает ему оптимальную среду для развития творческого потенциала.
Темочки:
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха по праву считается одной из самых трудных. Ситуация осложняется их неумением организовывать свою деятельность, нарушениями регулирующей и планирующей функции речи: находясь в коллективе, дети не слышат инструкций взрослых, их игровая деятельность часто хаотична, поведение откровенно деструктивно.
Потенциальные возможности 4-6 летних детей с нарушением слуха гораздо больше, нежели принято считать. Чтобы этот потенциал раскрылся, нужен особый инструментарий, новый методический подход. Таким инструментарием стала технология Монтессори, заключающийся в стимулировании ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем. Ребенок учиться говорить на языке своего народа, различать близких и незнакомых людей, манипулировать с предметами, познавать свойства вещей без специального обучения. Способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться- все эти задачи решаются на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка Большинство материалов относится к сенсомоторной сфере, но некоторые ориентированы на подготовку руки к письму и расширение словарного запаса. Дети могут пользоваться материалами в свободное время, а также сразу после занятий с дефектологом.
Цель: Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта.
2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.
3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.
4. Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи.
5. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.
6. Развивать математическое мышление, навыки счета.
7. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.
8. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
9. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.
Методы:
• Игровой метод (дидактические игры).
• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
1. Свободная работа детей. Как уже говорилось, каждый ребёнок в
праве выбрать место, Монтессори-материалы и способы действия для
саморазвития.
2. Индивидуальные занятия. Во время свободной деятельности
детей Монтессори-педагог проводит занятия с отдельными
воспитанниками: передаёт им способы действия с конкретным
материалом.
3. Коллективные занятия в кругу. Фронтальная работа с детьми,
которая предваряет и завершает свободную работу в Монтессори-группе.
4. Творческие занятия в подгруппах:
Технология саморазвития М. Монтессори проводится воспитателями один раз в неделю по 25 минут как коррекционное занятие, технология прослеживается на занятиях по лепке, аппликации, ознакомлению с окружающим, в режимных моментах; учитель-дефектолог включает технологию как часть подгруппового занятия по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений с сентября по май 2020– 2021 уч. года.
Ожидаемые результаты
1. Всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
2. Формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;
3. Максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах;
4. Развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
5. Возможность поэтапного освоения навыка;
6. Развитие у детей сенсорных представлений (представлений о математических свойствах и качествах предметов, геометрических форм и величин, зависимостях и закономерностях);
7. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение
8. Развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
9. Развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других; 10. Развитие речи, обогащение словаря ребенка. Психологические качества: В Монтессори-группе дети получают возможность не только интеллектуального, но и психологического развития. Уникальное в педагогике уважение к индивидуальности ребенка метода Монтессори создает благоприятную почву для развития таких качеств как:
- Уверенность в себе
- Позитивная самооценка
- Самостоятельность
- Высокая познавательная мотивация
- Умение делать выбор исходя из своих реальных потребностей
- Способность концентрироваться на работе
- Умение общаться
- Трудолюбие
- Внутренняя мотивация к обучению
- Развитие ребенка по методу Монтессори дает основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Способность концентрироваться на работе, - Самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.
Перспективный план работы
Сентябрь 1. Построение на линию
Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность,
Наглядный показ воспитателя
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс,
2. Ходьба по линии
Учить детей ходить по линии полосы, ставить ступни полностью, развивать равновесие
Показательные движения. Объяснение
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс,
3. Пальчиковые упражнения
Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память
Показ. Объяснение
Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева
Октябрь
1. Построение на линию
Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность
Наглядный показ воспитателя
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс)
2. Пальчиковые упражнения
Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память
Показ. Объяснение
Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева
3. Рамки с застежками
Учить детей завязывать и развязывать банты, развивать мелкую моторику рук.
Наглядный показ воспитателя
Рамки с лентами
4. Розовая башня
Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы
Показ с помощью демонстрационного материала
10 деревянных окрашенных в розовый цвет кубиков. Длина наименьшего 1см., длина наибольшего 10 см.
Ноябрь
1. Ходьба по линии
Учить детей ходить по линии полосы, ставить ступни полностью, развивать равновесие
Наглядный показ воспитателя
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс)
2. Пальчиковая игра «Семья»
Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память
Показ. Объяснение
Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева
3. Упражнение в тишине «Подойди ко мне»
Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость, терпение
Аутотренинг (музыка для расслабления)
Диск
4. Шумящие коробочки
Учить детей прислушиваться к различным шумам, развивать слуховое восприятие
Показ с помощью демонстрационного материала
Два ящика по 6 коробочек. Коробочки 2 –х цветов – синий и красный, заполненные различным материалом и шумовым эффектом (громкий – тихий»
Декабрь
1. Ходьба по линии с игрушкой
Учить детей ходить по линии держа в руках игрушку, развивать равновесие
Наглядный показ воспитателя
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Игрушка
2. Упражнение в тишине
Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость, терпение
Аутотренинг (музыка для расслабления)
Диск. Аудиомагнитофон
3. Рамки с застежками -пуговицы
Учить застегивать и расстегивать пуговицы
Наглядный показ воспитателя
Рамки с застежками - пуговицы
4. Баночки с запахами
Учить детей различать различные запахи, развивать обоняние.
Показ с помощью демонстрационного материала
Баночки наполненные остро пахнущими веществами
Январь
1. Клавишная доска
Учить детей различать различные поверхности, развивать осязание
Показ с помощью демонстрационного материала
Доска обтянутая различным материалом
2. Переливание воды
Учить детей переливать воду из одного сосуда в другой, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность
Наглядный показ воспитателя
Сосуды с водой
3. Вкусовые баночки
Учить детей различать различные вкусы, развивать вкусовые качества
Показ с помощью наглядного пособия
Баночки с различными вкусами
4. Подкрашивание воды
Учить детей окрашивать воду в различные цвета, развивать восприятие
Наглядный показ воспитателя
Баночки с водой гуашь, кисточки
Февраль
1. Ходьба по линии с колокольчиками
Учить детей ходить по линии держа в руках колокольчик, развивать равновесие
Показ с помощью наглядного пособия
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Колокольчик
2. Пальчиковая игра «Засолка капусты»
Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения
Наглядный показ воспитателя
Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева
3. Розовая башня
Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы
Показ с помощью демонстрационного материала
10 деревянных окрашенных в розовый цвет кубиков. Длина наименьшего 1см., длина наибольшего 10 см.
4. Конструирование из треугольников
Учить детей конструировать из треугольников, составлять фигуры, развивать логическое мышление
Показ с помощью демонстрационного материала
Набор пластиковых треугольников
Март
1. Ходьба по линии с бутылочками
Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в руке бутылочку
Показ с помощью наглядного пособия
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Бутылочка с водой.
2. Переливание воды
Учить детей переливать воду из одного сосуда в другой, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность
Наглядный показ воспитателя
Сосуды с водой
3. Клавишная доска
Учить детей различать различные поверхности, развивать осязание
Показ с помощью демонстрационного материала
Доска обтянутая различным материалом
4. Пальчиковая игра «Мылом мою.»
Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения
Наглядный показ воспитателя
Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева
Апрель
1. Ходьба по линии со стаканчиками
Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в стакан с водой
Показ с помощью наглядного пособия
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Стакан с водой
2. Игры с застежками - замочки
Учить детей застегивать и расстегивать замочки, развивать мелкую моторику рук
Показ с помощью наглядного пособия
Рамки застежки - замочки
3. Шумящие коробочки
Учить детей прислушиваться к различным шумам, развивать слуховое восприятие
Показ с помощью демонстрационного материала
Шумовые коробочки
4. Перебирание крупы
Развивать мелкую моторику рук
Показ с помощью наглядного пособия
Крупа двух видов, тарелочки
Май
1. Ходьба по линии под музыку
Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие,
Наглядный показ
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Музыка
2. Ящик с кусочками ткани
Развивать чувство осязания, моторику рук
Показ с помощью наглядного пособия
Коробка наполненная кусочками ткани разной фактуры и цвета
3. Конструирование из треугольников
Учить детей конструировать из треугольников, составлять фигуры, развивать логическое мышление
Показ с помощью демонстрационного материала
Набор пластиковых треугольников
4. Перебирание крупы
Развивать мелкую моторику рук
Крупа двух видов, тарелочки
Список литературы
1. Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори- педагогика : книга для педагогов и родителей. – М. : Астрель: АСТ, 2010. – 399 с.
2. Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т. Ю. Бардышева
3. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.
5. Интернет ресурсы.
6. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М. : Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
7. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М