Инна Толстова
Технология развития воображения и мелкой моторики рук «Превращалочки с прищепками»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существует большие разночтения.
· Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
· Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Публикация «Технология развития воображения и мелкой моторики рук „Превращалочки с прищепками“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Мелкая моторика
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Материал для реализации технологии :
Плоскостные картонные модули различной формы и цвета, прищепки разной величины и цвета, из различного материала.
Технология реализуется с помощью игр, загадок и специальных сказок
Сказки с прищепками.
Придумываем сюжет:
- Однажды летом Тима вышел на улицу. Было так хорошо, красиво, тепло. Что же он увидел перед собой? Травку.
Берем полоску картона и прикрепляем к ней зеленые прищепки.
- Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики остренькие (предложите потрогать прищепки). Какого цвета? Зеленого.
- Подняв голову вверх, мы увидели солнышко. Оно какое? Яркое, желтое, теплое.
Прикрепляем к желтому кругу «лучики».
- Справа от солнышка плыло белое облачко. Мы пошли гулять во двор. А во дворе у нас росла репка большая-пребольшая.
Прикрепляем к репке ботву.
- Пора нам вытягивать репку. Тянем – никак не вытянем. Кого позовем на помощь? Собачку, кошку, ежика.
Собачке и кошечке можно прикрепить лапки или хвост, ежику колючки. Считаем, сколько животных у нас тянут репку. Кто первым тянет, кто последним. Вытянули репку.
- Помыли репку и решили ее съесть. Только как нам правильно ее разделить?
Считаем, сколько у нас животных, делим круг на 4 части, говорим о том, что каждый получит одинаковое количество – одну четвертую.
Наши друзья идут дальше – над цветами порхают бабочки (на овал крепим «крылышки»). Сколько же цветов на нашей полянке? Три. А сколько бабочек? Всем ли бабочкам хватит цветочков? Сажаем каждую на цветок. Давай посмотрим, есть ли у нас одинаковые бабочки (делаем две бабочки с красными крылышками, а третью с желтыми).
- Вот на небе появилась тучка. Где она: справа или слева от солнышка? Правильно, справа.
Крепим к синему овалу «капли» дождя.
Например, прикрепите бабочки крылышки с одной стороны (вверху красную, внизу синюю, предложите малышу помочь бабочке одеть крылышки.
С прищепками игры. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.
Поймай жучка
Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т. д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно».
Наряжаем елку
Предложите крохе стать елкой. Да не простой, а новогодней. А новогодней елке нужны игрушки. «Вешаем» прищепки – украшаем елку. Или мама надевает – а кроха будет снимать прищепки.
Веселые человечки
Из прищепок можно смастерить интересных героев – человечка, домик, елочку, солнышко, змейку, цветочек, башенки. Ведь прищепки – не хуже конструктора. Сделав таких человечков, поиграйте с ними – кормите, гуляйте, лечите. Такая игра не только будет способствовать развитию моторики ребенка, но и разовьет творческое мышление и фантазию.
Бусы
Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.
Счеты
После того, как вы нанизали прищепки, закрепите два конца веревки (привяжите к ножкам стула). Двигая прищепки, как косточки на счетах, считайте их. Было два пирожка у Маши, мама дала ей еще один. Сколько у Маши теперь пирожков? Три. С помощью таких «бус» удобно изучать понятия «направо», «налево».
Салочки
Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» — ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончанию игры подсчитываем количество прищепок и выясняем улов салочки. Таким образом, можно научить детей счету.
Наш отличный ряд
Возьмите картонные полоски и научите малыша прикреплять прищепки к краям на равном удалении друг от друга. Таким способом вы развиваете у крохи чувство ритма, расстояния. Ребенок старательно крепит прищепки, а если ряд нарушается, скажите ему об этом. Усложняя задания, крепите прищепки, по-разному их группируя: две-промежуток-одна и т. д.
С цифрами
Научите малыша соотносить цифру с количеством. Например, возьмите одинаковые полоски и предложите крохе прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.
Понятие величины
Возьмите картонные полоски различной длины. Предложите малышу прикрепить к самой короткой полоске — одну прищепку, к средней — две, к самой длинной – три.
Геометрические фигуры
Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.
Слова с прищепками
Поиграйте с малышом в следующую игру: вы произносите какое-либо слово, а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов. Для начала можно слоги прохлопать.
Загадки и стихи для игр с прищепками.
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
* * *
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
* * *
Самолёт, самолёт
Отправляется в полёт.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда.
* * *
Очень наш жучок устал -
Бегал по дорожке.
Ночью спал, а утром встал,
Показал нам ножки.
«На лесной полянке»-игра
Приготовьте коробку с разноцветными прищепками, вырезанные из цветного картона заготовки солнышка, ежика, стрекозы, кружок, прямоугольник и треугольник.
В гости к детям приходит Девочка-прищепочка с воздушными шарами. В воздушных шарах спрятаны загадки. Девочка-прищепочка просит детей отгадать загадки и предлагает поиграть с разноцветными прищепками.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Светит, сверкает, всех согревает.
Что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это солнце. Как ласково называем его? (Солнышко.)
- Чего нет у нашего солнышка? (Лучиков.)
- Какого цвета лучики у солнца? (Желтого.)
- Давайте подарим солнышку волшебные, добрые лучики, чтобы светило и грело еще сильнее.
Дети выбирают из коробки желтые прищепки и «возвращают» солнцу лучи.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Коровам без нее беда,
Она их главная еда.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это трава. Какого цвета трава? (Зеленого.)
Воспитатель раздает детям вырезанные из зеленого картона прямоугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и прикрепляют их к прямоугольникам.
. Воспитатель: Отгадайте, кто это такой:
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Ответы детей.
. Воспитатель: Правильно, это ежик. Помогите нашему ежику найти иголочки.
Воспитатель дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Воспитатель: А вот новая загадка:
Зимой и летом одним цветом.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это елка. Помогите елочке найти все свои иголочки.
Воспитатель раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Воспитатель: Отгадайте, кто это:
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?
Ответы детей.
. Воспитатель: Правильно, это стрекоза. Давайте поможем нашей стрекозе найти крылышки.
Воспитатель дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку стрекозы. Дети прикрепляют к стрекозе прищепки – крылышки.
Воспитатель:Молодцы! Как красиво на ваших лесных полянках!
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особенно важно развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Использование прищепок одного цвета
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовка ёжика.
Вариант игры: воспитатель предлагает ребёнку сделать ёжику колючки. Учит нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.
Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, прищепки какого цвета он использовал.
А затем предложить снять прищепки, проследив, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её.
Чередование прищепок по цвету
Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук. Средства: прищепки жёлтого и оранжевого цвета, поднос, заготовка солнышка.
Вариант игры: сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися прищепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке, это позволяет не только развивать мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление.
Затем задание усложняется. Дети следуют уже словесной инструкции воспитателя.
Можно предложить детям найти и исправить ошибку, которую допустил какой-нибудь персонаж, например, Незнайка.
Соотнесение количества прищепок с цифрой
Цель: учить соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику рук.
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки лошадки, зайчика, птички, морковки и репки, пластмассовые цифры 1, 2, 3, 4, 5. Вариант игр: воспитатель предлагает детям доделать недостающие детали животным и овощам с помощью прищепок.
- Ребята, прищепок надо взять столько, чтобы их количество соответствовало предложенной цифре
/ можно изменить задание: когда дети доделают фигурки животных и овощи, спросить у них, сколько прищепок понадобилось, например, чтобы сделать уши, хвост или ноги, затем предложить подобрать цифру, соответствующую количеству приделанных прищепок.
Проявление творчества
Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки бабочки, цветка, самолёта.
Вариант игр: воспитатель предлагает доделать недостающие детали предметам. Когда дети выполнят задание, спросить у них, какую часть предмета они доделали и какого цвета прищепки использовали.
Увлекательные и интересные игры могут использоваться педагогами при реализации образовательных областей «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Труд», «Познание».