Светлана Топильская
Технология развития поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технология развития поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста.
Профессор, педагог и психолог А. И. Савенков отмечает: "Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в "готовом виде". И действительно, исследовательская деятельность позволяет детям видеть окружающий мир в том многообразии, которого мы взрослые, его порой не замечаем. "А почему? А зачем? А как? " - мы, взрослые, редко задаемся этими вопросами, принимая все явления и предметы, как обыденные. А для ребенка этот огромный мир полон тайн, которые хочется разгадать самому. Порой взрослому проще дать ребенку готовый ответ, чем потратить время для того, чтобы создать ему условия для самостоятельного поиска. А "…дети любят искать, сами находить. В этом их сила" (А. Эйнштейн).
Публикация «Технология развития поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В основе исследовательской деятельности лежит потребность в новых впечатлениях, тяга к знаниям, любознательность, интерес к открытиям, поэтому необходимо удовлетворять познавательные интересы детей, тем самым способствуя их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Так как основным видом деятельности для ребенка является игра, то и исследовательскую деятельность необходимо организовывать через игру, делая ребенка ее активным участником.
Поэтому перед педагогами и родителями стоят следующие задачи:
- активизировать интерес детей к окружающему миру;
- систематизировать знания детей о явлениях природы;
- организовать предметно-игровую среду;
- привлекать родителей к совместной деятельности с целью большей заинтересованности детей;
- активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;
- развивать у детей умение пользоваться приборами - помощниками.
Технология развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как: экспериментирование; исследование; коллекционирование; проектирование.
В работе применяются следующие методы:
- беседы, в том числе постановка и решение вопросов;
- наблюдения;
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- использование художественного слова;
- игровая деятельность : дидактические, ролевые игры, игровые ситуации; труд.