Анна Любишкина
Технология работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ
▼ Скачать
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Публикация «Технология работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Коррекционная работа в нашем центре имеет свои специфические особенности. Группа детей, посещающая наш центр разнородная по преобладающим дефектам. В структуре основных видов нарушений, с которыми ребенок поступает в центр, доминируют двигательные нарушения (65%, психические расстройства (12%, врожденные аномалии (хромосомные заболевания – 9%, и, как правило, они дополняются умственной отсталостью и речевыми нарушениями.
Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, ленты, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности.
Значение занятий по развитию мелкой моторики.
1. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности руки ребенка к письму.
3. Движения пальцев рук влияют на развитие психических функций – мышления, памяти, внимания.
4. Развитие мелкой моторики способствует повышению уровня социальной адаптированности, активности, автономности детей.
Принципы работы :
1. Принцип гуманности.
2. Принцип комплексности.
3. Принцип системности и последовательности.
4. Принцип доступности заданий.
5. Принцип дифференцированного подхода.
6. Принцип преемственности в работе специалистов.
7. Принцип опоры на сохранные функции.
8. Принцип вербального сопровождения занятий.
Оборудование:
мячи (колючие, рифленые, вязаные);
пробки от пластиковых бутылок;
прищепки бельевые;
шаблоны по лексическим темам – для обведения, штриховки, раскрашивания;
«сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом;
веревки капроновые плетеные – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами;
«математический планшет»;
пальчиковый театр;
мелкий конструктор;
разрезные картинки;
пластилин;
краски (пальчиковые, акварельные, гуашь);
цветная бумага;
коврики типа «травка»;
«волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
природный материал;
бросовый материал.
I. Этап диагностики уровня развития мелкой моторики.
При поступлении ребенка в отделение реабилитации несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, проводится междисциплинарная оценка особенностей познавательных способностей ребенка, социально-эмоциональной сферы, двигательного развития, речевых функций, области обслуживания, способов взаимодействия ребенка и членов его семьи. Отработан алгоритм движения ребенка при обращении семьи за помощью (первичный прием невролога и педиатра — определение формы обслуживания — стационарно или амбулаторно, далее социальный педагог с родителями — оформление документации и подключение специалистов — проведение первичной диагностики и определение видов помощи, коррекции и медицинской реабилитации.
Специалистами центра проводится мониторинг мелкой моторики рук :
тест на определение полноты объема движений пальцев доминантной руки;
тест на выявление переключаемости движений пальцев доминантной руки (проба «Кулак – ребро – ладонь»);
тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки;
обследование тонких движений пальцев рук.
Результаты обследования заносятся в таблицы и доводятся до сведения родителей, которые должны активно включаться в реабилитационный процесс.
По результатам первичной диагностики определяется уровень развития мелкой моторики ребенка, выявляются трудности в выполнении тестов и проб, составляется комплексный индивидуальный маршрут по коррекции мелкой моторики.
II. Этап реализации индивидуального маршрута.
В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики. Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Мы постарались создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовали в игре, то в первую очередь, были созданы все условия для игровой деятельности. В группах имеются рабочие столы для дидактических игр, с помощью которых мы развивали сенсорику и мелкую моторику.
Для наиболее эффективного развития мелкой моторики, оборудованы специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и др.).
Развивающую среду нашего центра дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики – это «театр пальчиков», «кукольный театр».
Для родителей оформлен родительский уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, напечатаны буклеты с рекомендациями и играми.
На этапе реализации индивидуального маршрута специалистами центра проводятся занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук. Коррекционно-развивающий процесс строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики детей.
Занятия носят воспитывающий характер: в ходе коррекционного процесса детей приучают к дисциплине, к адекватной реакции на определенные ситуации. В процессе занятий формируются и корректируются высшие психические функции (внимание, память, мышление, что впоследствии позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья легче адаптироваться в социуме.
В своей работе по коррекции и развитию мелкой моторики рук мы опираемся на календарно-тематический план, согласно которому все занятия специалистов построены на основе тематического подхода (единая тема). Основные направления взаимодействия:
комплексное планирование педагогами коррекционно-развивающей деятельности на весь период пребывания ребенка в центре;
методическое обеспечение коррекционно- развивающего процесса;
мониторинг успешности продвижения каждого ребенка в развитии.
Комплексный подход к реализации коррекционных задач позволил нам приступить к оснащению педагогического процесса.
Методическое обеспечение каждого этапа — процесс длительный, требующий достаточной гибкости, динамичности, постоянной готовности специалистов к обновлению арсенала дидактических материалов и технологических приемов. Это связано, прежде всего, с тем, что коррекционная работа по преодолению нарушений мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуализирована, т. к. у каждого ребенка свои специфические особенности моторного и речевого недоразвития.
Методическое обеспечение мы выстраиваем в двух основных направлениях:
1. Деятельность специалистов центра:
примерные сценарии активизирующего общения;
сценарии дидактических, ролевых и развивающих игр;
программы построения и проведения различных форм организации познавательной деятельности детей.
2. Взаимодействие с родителями:
консультации;
тематические родительские собрания;
индивидуальные беседы;
домашние задания.
Для развития мелкой моторики мы используем разнообразные стимулирующие материалы, основанные на принципе «от простого к сложному». Подборка игр и упражнений, их количественный и качественный состав подбирается в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки мы на занятиях тренируем руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление.
Сначала упражнения выполняются доминантной рукой, затем обеими руками одновременно.
Не следует ожидать быстрых результатов, так как автоматизация навыка развивается благодаря многократному его повторению.
Все игры и упражнения проводятся по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат, поэтому любое достижение ребенка должно быть обязательно оцененным.
Коррекционная работа ведется по следующим направлениям:
1. Массаж и самомассаж.
Массаж является несложным, н весьма эффективным методом развития мелкой моторики. При массаже в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.
В своей практике мы используем Су джок массажеры. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективный способ их стимуляции – массаж специальным шариком, которым можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони, прокатывая его.
В результате у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшается мелкая моторика.
В процессе массажа нами используется стихотворный материал
2. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения.
Это простой, но очень эффективный способ развития мелкой моторики. В ходе этих игр ребенок, повторяя движения взрослых, активизирует моторику собственных рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять движениями и концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность познакомить ребенка с понятиями «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
С некоторыми детьми упражнения проводятся совместно, «рука в руке».
Каждую неделю педагоги представляют родителям тексты упражнений, инструкции по их выполнению.
3. Игры с предметами и материалами.
В своей работе мы используем большое количество игр и упражнений, развивающих мелкую моторику :
Игры с резинками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.
Игры – нанизывания.
Игры с мелкими предметами (разноцветные камешки, прищепками, мозаикой, конструктором, пуговицами, бусинами и др.).
Игры со счетными палочками (дети берут детали двумя пальцами руки) – выкладывание геометрических фигур разного размера, выкладывание вертикальных фигур (колодец).
Игры с кубиками (веревочками, шнурками, горохом, карандашами).
Игры с пинцетом.
Игры на пересыпание (переливание).
Игры со шнурком – шнуровка фигурной строчкой.
Игры, обучающие застегиванию (расстегиванию) различных застежек.
Для этого вида работы мы используем самодельные рамки с закрепленными в них элементами застежек, выполненные педагогами по образцу рамок М. Монтессори.
Игра «Чудесный мешочек» - дети определяют фигуры на ощупь. Используются: мелкие игрушки разной фактуры и размера, объемные предметы (пуговицы, крупные бусины).
4. Изобразительная деятельность.
Развитию мелкой моторики рук способствует художественный ручной труд. Это может быть рисование пальцами, аппликация из соломки, бумаги, лепка, работа с семечками, крупой, бобовыми и др.
Работа с карандашом. Дети обучаются правильно держать карандаш.
Выкладывание по контуру мелкими предметами (семенами, скрепками, нитками). Работу начинаем с простого контура (круг, овал, затем фигурных изображений (снеговика, елочки).
Лепка – отрывание кусочков от большого фрагмента, раскатывание комочков прямыми и круговыми движениями, сплющивание шара, размазывание пластилина внутри шаблона.
Работа с ножницами – дети обучаются навыку работы с ножницами, нарезают полоски бумаги, вырезают фигуры по нарисованному контуру.
5. Развитие графических навыков.
Целями формирования графического навыка являются развитие мелкой моторики пальцев, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры. Данный навык формируется в тесной взаимосвязи со зрительным восприятие, зрительно-моторной координацией и с произвольной графической активностью. На занятиях используются различные графические упражнения в тетрадях и прописях: штриховка, обводка, рисование различных дорожек (вертикальных, горизонтальных, волнистых и др.).
6. Пальчиковые игры в воде.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья очень эффективны пальчиковые игры, связанные с водой, т. к. вода помогает снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создает основу для овладения ребенком необходимых умений и навыков, связанных с самообслуживанием, что способствует дальнейшей социализации ребенка.
Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Кроме занятий, развитие мелкой моторики происходит в режимных моментах, таких как умывание, одевание, раздевание. Развитие мелкой моторики в ходе умывания предполагает обучение детей мытью рук и лица. Одевание и раздевание включает застегивание и расстегивание пуговиц, молний, развязывание и завязывание шнурков на обуви, одежде. В ходе проведения обучения акцент делается, именно на те, навыки самообслуживания, которые необходимы для повседневной жизни ребенка.
II. Заключительный этап.
На этом этапе проводится итоговое диагностическое обследование сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук, разрабатываются рекомендации для родителей по дальнейшему развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях.
Таким образом, опыт показывает, что планомерная работа по развитию мелкой моторики рук в центре совместно с семьей способствует:
развитию речи, воображения, фантазии;
подготовке руки ребенка к письму;
получению знаний о качестве и возможностях различных материалов;
повышению работоспособности коры головного мозга
развитию у ребенка психических процессов: внимания, памяти, мышления; закреплению положительных эмоций.
Эффективность работы по развитию мелкой моторики прослеживается по результатам диагностики состояния ручной моторики :
Полнота объема движений пальцев рук доминантной руки – в начале курса реабилитации у 50% детей был объем движений пальцев рук в норме, в конце курса – у 90%;
Переключаемость движений пальцев рук (проба «Кулак – ребро – ладонь») – в начале курса 10% детей могут выполнить пробу, в конце курса – 80%;
Уровень точности выполнения движений пальцами рук – в начале курса 50% детей могут выполнить пробу, в конце курса – 90%;
Манипуляции с предметами – большинство детей испытывают трудности в начале курса, в конце курса отслеживается положительный результат у 80%.
В конце курса реабилитации воспитанники центра проходят диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что большинство детей научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале курса реабилитации.
У 95% значительно улучшились показатели выполнения моторных проб на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшились графо-моторные навыки, уменьшилось количество синкинезий и тремора пальцев. Движения детей стали уверенными, повысился темп их выполнения.
Кроме того, комплексные занятия позволяют не только развивать все параметры мелкой моторики, но и психические процессы — зрительно-пространственные функции, внимание, память, мышление, речь, что в будущем позволяет детям с ограниченными возможностями легче адаптироваться в обществе.
Важным показателем результативности является участие детей в творческих конкурсах городского, регионального, всероссийского и международного масштаба, с получением призовых мест.