Воронова Наталья
Технология проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение
2. Актуальность
3. Цели и задачи
4. Этапы проекта
5. Заключение
Сегодня государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования и совершенствование педагогических технологий.
Темочки:
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, так как даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Актуальность: знания, приобретённые детьми во время проекта, становятся достоянием их личного опыта. Особенностью проектной деятельности является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти ответы на свои вопросы, сформулировать проблему. Взрослым необходимо помочь обнаружить проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес. В проектной деятельности участвуют дети, педагог и родители. Родители с детьми ищут информацию по данной проблеме и становятся непосредственными участниками образовательного процесса. В период дошкольного детства у детей можно сформировать начала экологической культуры – опыт работы.
Наблюдения в природе, чтение художественной литературы экологического характера учат детей быть наблюдательными, любознательными. Дети по своей природе исследователи, они меня спрашивают: «Почему мороз трещит?», «Почему снег скрипит?», «Куда течёт река?» Для того, чтобы найти ответы на свои вопросы, детям надо понять, какие взаимосвязи существуют в мире природы. Одних бесед и занятий недостаточно, чтобы ответить на эти вопросы. Мы начинаем с детьми проводить эксперименты, исследования и их познавательная активность начинает реализовываться в деятельности. Желание детей найти ответы на вопросы, получить новые впечатления, поэкспериментировать дали возможность использовать технологию детского проектирования.
Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка. Направить познавательную деятельность воспитанников на запланированный результат решаемой проблемы.
Задачи:
- сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятия себя как части природы, взаимосвязи человека и природы);
- экологизация предметной среды для подготовки детей к обучению основам экологии, природопользования;
- развивать познавательный интерес и умение ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду;
- формировать умение усваивать и структурировать информацию;
- воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому на Земле;
- создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- развивать исследовательские, рефлесивные умения и навыки.
Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Многие дети делят животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют художественные произведения и мультфильмы. Хищники изображены злыми и плохими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. А зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни без злых хищников. Поэтому дети думают, что лес без хищников – это хорошо, так и должно быть. В проектной деятельности детям можно показать, что в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных животных. Каждое растение, животное выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Поэтому одной из важных задач экологического воспитания является выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет. В предметное окружение ребёнка – дошкольника входят различные объекты живой и неживой природы, явления природы, поэтому ознакомление ребёнка с ними – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослого, может иметь научную основу. В своей работе я уделяю большее внимание экологизации предметной среды, которая даёт возможность помочь детям обнаружить проблему, вызывает интерес к ней и «втягивает» детей в совместный проект.
Ожидаемые результаты:
- повышается самооценка ребёнка;
- ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам;
- развиваются благоприятные межличностные отношения в группе детей;
- улучшается работа по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
В группе оборудован научно – познавательный центр, где подобраны демонстрационный и раздаточный материалы по темам: «Зимующие и перелётные птицы», «Лекарственные растения», «Круговорот воды в природе», «Водоёмы» и т. д. Экспериментальный уголок содержит материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать с песком, глиной, камешками и т. д., схемы: «Круговорот воды в природе», «Движение воздушных масс», «Планеты Солнечной системы», «Путешествие капельки» и т. д. В познавательном центре есть схемы проведения опытов. В игровом уголке находятся игры сюжетно – ролевые и настольно – печатные экологического характера «Живая и неживая природа», «Собираем урожай», «По грибы по ягоды», биологическое лото «Зоопарк» и т. д. В развивающем центре находятся игры по развитию мелкой моторики, что так важно для детей логопедической группы. В уголке природы содержатся растения и животные, инвентарь по уходу за ними, картотека растений и паспорта на них. В книжном уголке энциклопедии, книги по темам, альбомы с изображением растений и животных. Любимые книги наших детей В. Бианки «Синичкин день», М. Пришвин «Кладовая солнца», В. Степанов «Азбука времени года». Среда помогает взрослым помочь детям обнаружить проблему или даже провоцировать её, вызвать к ней интерес, желание найти ответ на вопрос. И это способствует развитию у детей любознательности и познавательного интереса.
Проект начинается с мотива: «помочь слабым и беззащитным в природе», «птичьи тайны», сюрпризы, познавательный мотив (зачем? Почему так) стимулирует интерес детей и создаётся положительная мотивация детской исследовательской деятельности.
Этапы проекта:
I этап: подготовительный.
Определяются цели и задачи, проводится подготовительная работа с детьми и родителями, определяются методы исследования, осуществляется выбор оборудования и материалов.
II этап: основной, собственно исследовательский.
Поиск ответов на поставленные вопросы, разработка перспективного плана работы.
III этап: заключительный.
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов, презентация всей выполненной работы.
На первом этапе я помогаю детям обнаружить проблему или провоцирую её.
- Почему желтеют листья?
- Есть ли вода в растении?
- Почему мороз трещит?
- Почему снег скрипит под ногами?
Тем самым я вызываю у детей познавательный интерес, подключаю детей к исследовательской деятельности, направляю на самостоятельный поиск информации. Мы с детьми начинаем обсуждать: что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что можно сделать, чтобы узнать?
Начинаем планировать:
- наблюдение;
- поиск информации в книгах;
- поиск информации в интернете;
- проведение экспериментов;
- самостоятельное обдумывание;
- фиксация идей;
- поиск информации в журналах, газетах;
- опрос других людей.
Каждый день мы с детьми обговариваем совместно выработанный план.
Проект «Перелётные и зимующие птицы» мы начали в начале учебного года. У детей было недостаточно знаний о птицах, их жизни в зимних условиях. Мы с детьми беседовали о том, что не все птицы улетают в тёплые края, и с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень нужно выжить.
Проблема: почему с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить, как мы можем им помочь, что можно для этого сделать?
Уже осенью мы стали запасать корм для птиц, вместе с родителями дети изготавливали кормушки. Мы на участке искали удобное для них место. С детьми были проведены дидактические игры «Кому какой корм», «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний». Для воспитателей я провела открытое занятие «Мы кормушки смастерили». Дети к открытому занятию принесли много разных красивых и интересных кормушек. Кормушки были двухэтажные, сделаны из апельсинов, тыквы и других материалов. Также был проведён праздник «Синичкин день» для родителей, где дети показали свои знания о жизни зимующих птиц. Родители принесли нам семечки подсолнуха, пшено, хлеб для подкормки птиц. Мы с родителями сделали альбомы о птицах «Птицы нашего края», «Зимующие птицы». На прогулке мы наблюдали, как птицы прилетают в свои птичьи столовые. Вспомнили правила поведения у кормушки.
Вместе с детьми мы выучили много стихов, песен, пословиц, поговорок, народных примет. Была организована выставка рисунков и поделок «Зимующие птицы». Проект «Перелётные и зимующие птицы» был приурочен к акции «Покормите птиц зимой!» В этой акции принимали участие все дети, родители и сотрудники детского сада.
Итогом проекта было открытое занятие «Покормите птиц зимой!» и презентация «Перелётные и зимующие птицы» Главный итог проекта – сотворчество ребят и взрослых, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В зимнее время дети обратили внимание на такие явления природы, как снегопад, узоры на окнах, иней, стали задавать мне вопросы «Почему снег скрипит?», «Почему мороз трещит?» И это было толчком для нашего нового проекта «Вода вокруг нас».
На прогулке мы с детьми решили, что займёмся исследованием явлений, которые происходят зимой.
На занятиях, во время прогулок и экскурсий, в совместной деятельности с детьми мы начинаем изучать свойства. Дети знакомятся с агрегатными состояниями воды, находят ответы на свои вопросы: почему осенью идёт дождь, а зимой снег? Мы с детьми учим стихи, народные приметы о зиме. Конструируем снежинки из бумаги. Я провела мастер – класс для родителей «Волшебные превращения воды», где в игровой форме дети знакомились со свойствами воды. Вместе с родителями мы сделали из бумаги снежинки и слепили снеговика. Дети отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации о явлениях природы, искали информацию в энциклопедии в разделе «Осадки». Родители помогали детям найти информацию в интернете, и был создан альбом «Вода вокруг нас». Итогом проекта было проведение занятия «Круговорот воды в природе» и презентация по данной теме.
В ходе исследовательской работы над проектом мы узнали много нового о воде и её свойствах, о её роли в жизни человека и всех живых существ на Земле. Мы узнали, что нужно бережно и экономно относиться к воде и призывать к этому всех окружающих нас людей. Каждому из нас надо изменить отношение к воде, иначе в будущем мы можем остаться без чистой воды. Цель наша достигнута. Исследовав воду, мы убедились, что вода – источник жизни на Земле. И наша гипотеза подтвердилась – без воды нет жизни на Земле.
Большую радость дети испытывают, когда узнают что - то новое, интересное. В процессе исследовательской деятельности у детей реализуется их познавательная активность, развивается память, внимание, речь, мышление, любознательность. Дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения. Они становятся маленькими учёными и исследователями. Нашим детям нравятся познавательные научные фильмы и мультфильмы. Все участники проекта – дети, педагоги и родители – становятся равноправными участниками проекта. Родители, как полноправные участники образовательного процесса, принимали активное участие в выставках, конкурсах, праздниках, досугах, оказывали помощь в подборе материала из интернета.
Последний этап – итоговый. На открытое занятие «Мы кормушки смастерили» были приглашены гости. На презентацию и праздник приглашаем родителей, воспитателей и детей из другой группы. В конце проекта дети и родители выпускают газеты, создают альбомы.
Проектная деятельность –это деятельность мотивированная, так как она даёт возможность развития познавательной активности и самостоятельности у дошкольников. Правильное отношение к природе является конечным результатом и показателем экологической культуры дошкольников. В период дошкольного детства у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Таким образом, период дошкольного детства – это начальный этап формирования личности ребёнка, его ценностной ориентации. И проектная деятельность даёт нам возможность это осуществить.