Анастасия Викторовна
Технология проектного обучения
В 1905 году под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Технология проектного обучения - один из способов организации эффективного образовательного процесса, основанного на личностной ориентации и направленного на формирование у учащихся таких качеств как самостоятельность, инициативность и способности к творчеству.
Публикация «Технология проектного обучения» размещена в разделах
Цель проектного обучения:
• создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• развивают коммуникативные умения;
• учащиеся работают в различных группах (командах);
• у них формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения);
• развивается системное мышление, внимание, воображение и память.
В основе проектного обучения лежат идеи о необходимости:
• формирования проектного мышления;
• обеспечения целостности педагогического процесса;
• создания условий для самостоятельного приобретения знаний;
• поддержания положительной мотивации к самообразованию обучающихся;
• формирования умений и навыков ориентироваться в информационно-образовательном пространстве;
• самостоятельного конструирования своих знаний.
Технология проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны - использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - применение интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей.
Структура образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения.
Структура образовательного процесса с использованием технологии проектного обучения включает в себя следующие составляющие.
I. Подготовка к процессу обучения, состоит из нескольких этапов:
- Выбор темы учебного занятия. Педагогу необходимо подготовить список интересных и актуальных тем. Учащиеся выбирают из списка тему, которая им больше понравилась. Допускается обсуждение тем или предложение собственной.
- Процесс расчленения выбранной темы на несколько подтем. Педагог так же составляет список подтем, а обучающиеся выбирают тот вариант, который им больше нравится. Так же допускается обсуждение и предложение собственного деления темы на подтемы.
- Деление класса на группы в соответствии с подтемами. Деление осуществляется учащимися самостоятельно, но за педагогом остается право на корректировку.
- Техническое и методическое оснащение реализуемого проекта. Осуществляется посредством постановки важных вопросов, сбора необходимой учебной и методической литературы. Основная работа выполняется педагогом, но и учащиеся при желании могут принять участие.
Принятие решение по поводу оформления итогов проекта. Данная работа может быть осуществлена как педагогом, так и учащимися. Одними из наиболее распространенных и чаще всего используемых методов оформления итогов являются альбомы или медиаматериалы.
II. Непосредственная разработка проекта - осуществляется педагогом и учащимися. Перед каждой из сторон стоят свои задачи.
Преподавателю необходимо:
• осуществлять профессиональное консультирование учащихся при необходимости;
• осуществлять координацию их действий в процессе выполнения проекта;
• мотивация учащихся на участие в проекте.
Основная задача учащихся на данном этапе - осуществление активной учебной деятельности.
III. Оформление итогов - подведение итогов проведенного проекта. Итоги подводятся как в группах, так и в общем по классу.
IV. Презентация - показ итогов проделанной работы в виде выставки, презентации и т. д. для учащихся других классов, педагогов, родителей.
V. Рефлексия - осуществление самоанализа проделанной работы. Проводится как педагогом, так и самими учащимися. Каждый выставляет оценку себе и членам своей группы, после происходит сравнение оценок, обсуждение и анализ.
Сущность понятия «проектное обучение школьников» связана с такими научными понятиями и категориями, как «проект», «проектная деятельность», «творчество».
Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) - от идеи до ее воплощения. Проектная деятельность - это деятельность, направленная на выполнение проектов.
Классификация:
По продолжительности:
- краткосрочные (на 1-2 занятия);
- среднесрочные (изучение 1-2 тем);
- долгосрочные (осуществляют во внеурочное время).
По интеграции:
- проекты, основанные на информации взятой только с одного учебного предмета или дисциплины;
- проекты, включающие в себя информацию одновременно нескольких учебных дисциплин.
По содержанию:
- Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины, вполне укладывается в классно-урочную систему.
- Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
- Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Проектная деятельность школьников - форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством реализации развития личности субъекта учения.
Основной целью проектного обучения школьников является развитие личности учащегося - субъекта будущих преобразований общества, человека, который способен самостоятельно проектировать свою собственную жизнедеятельность и в конечном итоге свою судьбу.
Субъектом деятельности индивид становится, когда начинает осознавать себя, свои цели, интересы, идеалы и на этой основе вырабатывать известную программу действий сознательно занимает определенную позицию.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Таким образом, можно сказать, что метод проектов - это метод поиска, творчества, решения определенных дидактических задач. Для учащихся это способ выразить себя, показать свои знания. В проектной деятельности, нужно заметить, что главную роль играет учитель, который направляет детей в нужном направлении.