Русанова Надежда Владимировна
Технология «Проблемно-педагогическая ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» города Котовска Тамбовской области
Технология :«Проблемно-педагогическая ситуация»
Слайд2
Проблемно педагогическая ситуация (ППС)- это составная часть педагогического процесса. Она может возникать стихийно или быть организована специально. Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличие в ней противоречия и разрешения.
Публикация «Технология „Проблемно-педагогическая ситуация“» размещена в разделах
Цель проведения каждой ППС- самоопределение детей в эмоционально- напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, извлечь уроки из собственного поведения.
Слайд3 Цели и задачи:
• Учить детей самоопределению в эмоционально напряженной ситуации, когда необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения;
• Формировать у детей нормы и правила поведения;
• Учить детей ориентироваться в пространстве;
• Воспитывать дружеские отношения между детьми различногго возраста,уважительное отношение к окружющим и способность чувствовать себя членом группы;
• Формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружаюих. благодарить за помощь и знаки внимания;
• формировать умение планировать свои действия и оценивать результаты.
Слайд4
Мы привыкли думать, что в детском саду все проблемы решит воспитатель, которая всегда рядом и готова в любую минуту прийти на помощь, а дома, конечно же, это родители. Чтобы что- то сделать, нужно самостоятельно принять решение. А для этого нужна свобода выбора, умение эффективно решать проблемы.
Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии. Разработку и проведение ППС необходимо проводить в три этапа.
Слайд5
Первый этап- подготовительный.
1. Планирование проблемной педагогической ситуации, определение цели, разработка сценария.
2. Определение даты и времени проведения ППС.
3. Оповещение родителей о том, что в определенный день будет проводиться ППС, вывешивание в раздевальной комнате таблички «ситуация». Это сигнал для родителей, что они должны обязательно расспросить о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы.
4. Проведение предварительной работы (проведение бесед с детьми, подготовка развивающей среды).
Слайд 6
Второй этап- создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.
Ситуации следует начинать прорабатывать с самых простых (менее эмоционально напряженных, затем переходить к сложным. Человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам).Однако он должен быть знаком с психологией возраста и понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте. Важно разработать запасные ходы для ведущего, предусмотреть различные подходы к индивидуальности каждого ребенка.
Проводится видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами.
Слайд 7
Третий этап – рефлексия, осмысление реально прожитого опыта (проведение круга рефлексии после ППС обязательно)
Воспитатель предлагает детям сесть в круг и задаё т три вопроса:
• Что сейчас произошло?
• Что ты делал, что чувствовал?
• Что будешь делать в следующий раз, если произойдет такая ситуация?
Слайд 8
Вначале все по очереди отвечают на первый вопрос, потом на второй и т. д. Выслушивая правдивые или не очень ответы детей, воспитатель не дает никаких оценок. Только лишь слегка, вопросом, выделяет понравившуюся реакцию (по ситуации). Воспитатель выслушивает каждого ребенка, фиксирует ответы детей. Вместе делают выводы.
Дети вместе с педагогом обсуждают пути решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести своё решение с решением других.
Каждая ППС может быть организована в различные дни месяца- это зависит от педагогических целей. Целесообразная периодичность – два раза в месяц, затем один раз в погода и контрольная через год. Время проведения 20-30минут, а в младших группах 15 минут.
Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. У детей до пяти лет в ППС главный герой не реальный персонаж, а кукла.
Слайд 9 Преимущество данной технологии :
• Ребенок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!
• У родителей возникает интерес к жизни ребенка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.
• Воспитатель, работающий по таким технологиям неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагого определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная.
Новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом; повышается самооценка детей, уровень эмоциональной защищенности ребенка растет.
Слайд 10
спасибо за внимание