Галия Шаймарданова
Технология примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Волшебная лупа»
▼ Скачать +Заказ
Технология примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Технология "Волшебная лупа" имеет огромное значение в формировании опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. При этом технология направлена на развитие у детей:
- наблюдательности;
- речи (пополнение словарного запаса, умение использовать полные и развернутые логически выстроенные предложения);
- социально-коммуникативных навыков (умение выслушать собеседника и вступить с ним в конструктивный диалог);
- представлений об окружающем мире (пополнение и закрепление полученных знаний об объекте в процессе самой технологии);
Публикация «Технология примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования „Волшебная лупа“» размещена в разделах
- Микроскоп, лупа. Занятия с микроскопом и лупой для детей
- Основная образовательная программа ДОУ
- Темочки
- символической функции (запись или зарисовки результатов наблюдения).
Занятия в формате «Волшебная лупа» проводятся в парах. На начальных этапах знакомства детей с технологией допустимо проводить работу в небольших группах – 4-5 пар. Работая с партнером, ребенок усваивает социально-коммуникативные навыки (внимание партнеру, активное слушание, а также овладевает основами саморегуляции за счет вовлечения в ко-регуляцию (взаимную регуляцию с партнером). При этом трафарет лупы представляет собой предмет-медиатор, который помогает ребенку оставаться в роли «наблюдателя» и помогает детям дожидаться своей очереди, не перебивая партнера.
Место в образовательном процессе
Как было отмечено выше, в течение дня занятие проводится с малыми группами детей, работающих в парах (4 - 5 пар в одной группе). Воспитатель следит за тем, чтобы дети на каждом новом занятии меняли партнеров, так как, работая с партнерами разного уровня развития и/или с партнерами различного возраста, соблюдается принцип гетерогенности (смешанности) пар. Если в группе нечетное количество детей, для ребенка, оставшегося одним, сначала партнером может быть воспитатель. Однако по мере того, как дети осваивают формат занятия, они могут работать втроем.
Занятие с малой группой обычно длится 10-15 минут и может проводиться в любое время дня 1-2 раза в неделю.
После того, как дети достаточно овладеют процедурой наблюдения, материалы можно поместить в центр науки, где дети смогут самостоятельно проводить наблюдения.
Материалы
Для занятия используются:
- «Волшебная лупа» - макет увеличительного стекла (вырезанный из картона или другого материала, при этом количество луп в группе определяется из расчета одна лупа на пару детей. Если исследование предполагает использование определенных органов чувств, можно добавить более специфические «лупы» с изображением этих органов чувств:
- Набор предметов, которые дети будут изучать во время занятия или в центре (4 -5 различных типов объектов для каждой пары детей).
Наборы предметов могут быть одноразовыми или использоваться многократно.
- Дополнительные материалы в соответствии с темой исследования (например, для изучения лица понадобится зеркало)
- Бумага, на которой дети будут записывать или зарисовывать результаты своего наблюдения, карандаши, маркеры
- Книги по теме исследования
- Специальный бланк для воспитателя, напоминающий ему о задачах занятия (на что дети должны обращать внимание, новые понятия и выражения, в какой книге можно найти дополнительную информацию и т. д.).
Если двое взрослых работают с малыми группами одновременно, у каждого из них должен быть свой бланк (см. образец заполненного бланка ниже)
Пример заполненного бланка к занятию «Волшебная лупа»
Занятие «Волшебная лупа»
Дети исследуют: галтованный камень (тривиальное название – речная галька)
Новые понятия, термины, выражения:
Цвета: желтый, красный, бурый, коричневый, серый, черный, белый, бежевый, оранжевый
Форма: овальный, круглый, продолговатый,
центр, край, заостренный, закругленный
Образные описания, сравнения: гладкий,
шероховатый, похожий, непохожий, больше чем, меньше чем
Специфический словарь именно для данной
темы занятия: галтованный камень, горная порода, минерал, кварц, гранит, окатыш
Книги и источники дополнительной информации:
Александра Ермичёва – Детская энциклопедия «Камни, минералы и металлы», 2022 г.
Спектор Анна Артуровна - Полная энциклопедия в картинках «Минералы и драгоценные камни», 2023 г.
Что ребенок может делать дома (связь сада и семьи)
- Погулять по берегу реки (моря, озера).
- Послушать, как шуршит под ногами речная галька.
- Собрать свою коллекцию речных камней и оформить её в коробочке.
- Сделать поделку.
Попросите ребенка принести в сад камни, которые ребенок смог собрать на берегу реки рядом с его домом или в том месте, где он гулял.
Сделайте общую книгу-энциклопедию, в которую войдут наблюдения всех детей в группе. Дети смогут по очереди брать эту книгу домой и «читать» своим родителям.
Процедура проведения
Перед занятием: воспитатель готовит наборы предметов, которые дети будут исследовать дети и заполняет бланк занятия.
В малой группе воспитатель показывает детям набор предметов и обсуждает эти предметы с детьми. Дети могут отмечать различные характеристики предметов, такие как их размер, форма, цвет, поверхность, запах и т. д. Если детям уже читали книги, связанные с исследуемыми объектами (например, книги о ракушках или листьях, воспитатель может напомнить детям про то, что они читали, показать картинки в книжках, напомнить новые слова и т. д.
Воспитатель разбивает детей на пары, дает одному ребенку в паре «волшебную лупу» и говорит: ты будешь рассматривать первым. Каждой паре дается 3-5 предметов. Остальные предметы остаются на столе. Лучше, если для них будет отведена специальная ёмкость (корзинка или коробка).
Если воспитатели планируют обсудить с детьми не только сами предметы и их свойства, но и разные источники этой информации – органы чувств, детям раздают специальные «лупы» (см. выше) и дают более специфическую инструкцию: сначала вы описываете все, что вы можете увидеть (воспитатель кладет «лупу» с глазом в центр стола). Затем эта лупа меняется на другую – с изображением руки – и детям предлагается описать, что они узнали о предметах, трогая их, на ощупь.
Дети по очереди рассматривают объекты, отмечая их свойства и обсуждая с партнером, что они заметили.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть новые предметы и процедура повторяется.
Пока дети рассматривают предметы и делятся увиденным, воспитатель обходит вокруг стола, прислушивается к обсуждению и, если необходимо, напоминает детям о необходимости использовать больше описательных слов, не забывать соблюдать очередность пользования «волшебной лупой», и прислушиваться к тому, что говорят их партнеры.
Воспитатель раздает детям бумагу и карандаши. Дети зарисовывают свои наблюдения. Старшие дети могут сами записывать, что они заметили; младшие дети диктуют свои наблюдения воспитателю, который их записывает. При этом используются процессы моделирования и планирования письма при помощи нарисованных линий.
Правила для детей
Примерный перечень правил для технологии «Волшебная лупа»:
1. Внимательно посмотри на предмет через «волшебную лупу».
2. Скажи своему партнеру, что ты увидел. Если используются карточки-медиаторы с органами чувств, ребенок должен сначала посмотреть на карточку, чтобы запомнить, какой из органов чувств он будет использовать для этого наблюдения.
3. Передай «волшебную лупу» своему партнеру.
4. Посмотри, увидел ли ты то же, что увидел твой партнер и скажи ему об этом.
5. Возьми «волшебную лупу» и посмотри, сможешь ли ты увидеть что-либо еще. Скажи об этом своему партнеру
6. Продолжайте по очереди смотреть через «волшебную лупу», используя новые предметы
7. Нарисуй, что ты увидел
Фото 1. Макеты волшебных луп
Фото 2. Дети изучают с помощью волшебной лупы «Глаз» исследуют гранитный камень