Получи документы

Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Ольга Минаева
Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Технология познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский.

Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности.

Технология познавательно - исследовательской деятельности - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Публикация «Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах

В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания.

Познавательно - исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Виды деятельности для реализации познавательно-исследовательской работы :

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции,способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности :

•Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;

•Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

•Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

•Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

•Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

•Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

•Стимулировать желание детей экспериментировать.

Примерная структура занятия - экспериментирования:

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Младшие дошкольники (2-3 года) не способны концентрировать внимание и запоминать по указанию взрослого. Ребёнок обратит внимание на то, что для него интересно Задача педагога — проводить занятия по познавательно-исследовательской деятельности в занимательной форме, уделять внимание развитию восприятия у детей, давать ребятам возможность участвовать в опытах. Исследование выстраивает педагог, а воспитанники открыты поиску и новой информации.

Во 2 младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Дети младшего возраста с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду-в льдинки, знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. С помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим.

В средней группе можно знакомить детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода).

Так же с детьми 4-5 лет можно исследовать и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода. Можно пробовать делать пену, исследовать состав почвы, сравнивать свойства песка, и глины, узнавать и расширять представления о свойствах воды и воздуха, их значении, о видах и свойствах тканей, о свойствах магнита и увеличительного стекла.

В средней группе можно начинать проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?»«Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?»«Потому что мы его повесили на батарею».

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В возрасте 5–6 лет у детей появляется интерес к собственно опытной деятельности. Их увлекают исследования особенностей различных веществ (растворимость соли и сахара, притягивание металлических предметов магнитом и т. д., использование специальных инструментов и оборудования (линз, фильтров, микроскопа, телескопа).

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

В ходе опытов-экспериментов дети:

овладевают элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

знакомятся с явлениями природы;

получают представление о круговороте воды в природе;

уточняют знания о воде, о ее состояниях;

знакомятся со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выясняют способы его обнаружения;

получают представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;

знакомятся со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

высказывают предположения и учатся делать выводы.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что правильно организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата. Соснова Галина Константиновна. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Опубликовано: 21 декабря 2022 в 13:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Минаева (УИ 560044) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД