Ольга Минаева
Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский.
Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности.
Технология познавательно - исследовательской деятельности - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Публикация «Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания.
Познавательно - исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Виды деятельности для реализации познавательно-исследовательской работы :
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции,способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности :
•Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
•Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
•Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
•Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
•Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
•Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
•Стимулировать желание детей экспериментировать.
Примерная структура занятия - экспериментирования:
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования
6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Младшие дошкольники (2-3 года) не способны концентрировать внимание и запоминать по указанию взрослого. Ребёнок обратит внимание на то, что для него интересно Задача педагога — проводить занятия по познавательно-исследовательской деятельности в занимательной форме, уделять внимание развитию восприятия у детей, давать ребятам возможность участвовать в опытах. Исследование выстраивает педагог, а воспитанники открыты поиску и новой информации.
Во 2 младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Дети младшего возраста с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду-в льдинки, знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. С помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим.
В средней группе можно знакомить детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода).
Так же с детьми 4-5 лет можно исследовать и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода. Можно пробовать делать пену, исследовать состав почвы, сравнивать свойства песка, и глины, узнавать и расширять представления о свойствах воды и воздуха, их значении, о видах и свойствах тканей, о свойствах магнита и увеличительного стекла.
В средней группе можно начинать проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?»—«Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?»—«Потому что мы его повесили на батарею».
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В возрасте 5–6 лет у детей появляется интерес к собственно опытной деятельности. Их увлекают исследования особенностей различных веществ (растворимость соли и сахара, притягивание металлических предметов магнитом и т. д., использование специальных инструментов и оборудования (линз, фильтров, микроскопа, телескопа).
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
В ходе опытов-экспериментов дети:
овладевают элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
знакомятся с явлениями природы;
получают представление о круговороте воды в природе;
уточняют знания о воде, о ее состояниях;
знакомятся со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выясняют способы его обнаружения;
получают представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;
знакомятся со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
высказывают предположения и учатся делать выводы.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что правильно организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.