Августина Егоровна Лыткина
Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу
▼ Скачать + Заказать документы
Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия, где проблема создания условий для формирования поликультурной личности, то есть осознания ими своей принадлежности к определенной культуре, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни, способствующего самоопределению, доброжелательному отношению к другим людям вне зависимости от национальности, вероисповедания, готовности к диалогу культур приобретает особую значимость.
Публикация «Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Мы не зря обратились к хомусу, этому удивительному и необыкновенному инструменту. Хомус – символ духовной культуры земли Олонхо распространен более чем в 100 странах мира, и имеет 162 разновидности. Сотни названий, и одни древние истоки. По мнению ученых, появился варган, 5000 лет назад, и является ровесником египетских пирамид. У нас в республике Саха (Якутия) хомус - музыкальный инструмент №1. Его история происхождения в Якутии трактуется по-разному. Самая главная версия говорит о тюрскоязычных корнях хомуса из стран Азии, другие же предполагают, что коренные народности имели костяные и деревянные разновидности хомуса. Есть даже космическая версия происхождения варгана.
У якутов хомус всегда был рядом. В старину музыка хомуса помогала нашему народу пережить долгие зимы, воспевая красоты пробуждающейся природы, солнечных дней и унося в далекий мир сказочных богатырей Олонхо. Шаманы с помощью хомуса входили в транс, так удаганка Дьэрэлийэр вместе с группой молодых людей ездила по улусам и лечила больных. Использовалась музыка хомуса и во время рыбалок и охоты.
Мы считаем, что хомус соединяет нас с нашими корнями, сближает людей разных национальностей и поддерживает связь между поколениями.
Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с общественными ценностями, через «диалог культур», побудило нас, педагогов МБДОУ ЦРР – Д\с №89 «Парус» г. Якутска, создать технологию формирования поликультурной личности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к хомусу.
Цель технологии : приобретение детьми культурного наследия предков и формирование поликультурной личности детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к хомусу.
В соответствии с этой целью нами выделены следующие задачи:
- создать культурологическую предметно-пространственную среду развития ребенка и оказать ему помощь в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном самосознании на базе своей культуры;
- развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения, умение тактично предложить свою помощь или обратиться за помощью, такие качества личности, как умение одухотворять окружающую природу, способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком;
- воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни, художественно-речевые навыки, интерес к игре на хомусе;
- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус;
- подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через приобщение к музеям города, слушание игры хомусистов-виртуозов, собственную игру на хомусе и изобразительную деятельность;
- проводить воспитательно-образовательную работу в игровой форме, используя различные виды развивающих игр и традиционные и активные методы, приемы и формы обучения и воспитания детей.
При реализации поставленных задач мы остановились на следующих основополагающих принципах воспитания, соответствующих цели:
- принцип культуросообразности, т. е. опора в воспитательном процессе на этнокультурные традиции народов, национально-этническую обрядность, привычки;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающий преодоление имеющейся в дошкольных учреждениях замкнутой системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, означающий воспитание патриотизма на родном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным народным промыслам, этнокультурным традициям, произведениям местных писателей, художников, поэтов и композиторов;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, требующей создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, эмпатии, что представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных отношений.
Технология реализации :
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в ходе приобщения к хомусу;
- интеграция различных видов деятельности: игры, музыкального, изобразительного, театрального, познавательного;
- создание предметно-пространственной развивающей среды с учетом этнокультурных особенностей детей.
Технология реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно-тематический план и система занятий. Эту работу можно включить и в занятия по ФЦКМ или проводить в свободное от занятий время.
I этап технологии проводится в два месяца (сентябрь, октябрь). Занятия объединяются общей темой «Чарующие звуки хомуса». Цель занятий – формирование интереса к звукам музыки хомуса в прекрасном исполнении хомусистов-виртуозов Якутии С. Шишигина, П. Оготоева, А. Дегтяревой, Ф. Гоголевой. Аудиозаписи обязательно должны быть хорошего качества. На этом этапе дети, слушая хомусиста-виртуоза, всегда удивляются красоте звучания хомуса, очень естественно улавливают связь музыки с природно-эмоциональным началом. После слушания музыки - диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся с впечатлениями, рассказывают, рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение, фантазию. Методы и методические приемы, используемые на занятиях I этапа – слушание, беседа, диалог, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков-эскизов.
II этап технологии. На данном этапе (ноябрь, декабрь) занятия объединяются темой «История хомуса». Здесь детей знакомим с историей возникновения хомуса в мире и у нас в республике, подчеркиваем его многонациональность, говорим о том, что 30 ноября провозглашен у нас в республике днем хомуса, так как в этот день в 1990 году в Якутске был открыт Музей хомусов народов мира. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО. Наш сад традиционно каждый год совершает экскурсии в Музей хомусов народов мира. Сотрудники музея проводят для наших детей беседы и экскурсию, это взаимодействие очень важно для детей и родителей.
На данном этапе широко используется метод проектов и интегрированный метод [2]. Детям предлагается создать проект истории хомуса, нарисовать модель хомуса, историю хомуса, о создателях хомуса – кузнецах. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов взаимодействие с родителями обязательно. Для этого проводятся родительские собрания, консультации и семинары для родителей.
III этап технологии (январь, февраль) «Мы играем на хомусе» - это приобщение к игре на хомусе по желанию и в зависимости от возраста ребенка. Нам часто задают вопрос, могут ли дети дошкольного возраста играть на хомусе? Не вредит ли это на неокрепшие зубы и десны? В своей книге «Игра на хомусе», адресованной руководителям кружка хомусистов, С. Шишигин советует учить детей играть на детском, мягком хомусе, до 6 лет достаточно научить умению фиксировать хомус между зубами, правильно ударять по язычку, вдыхать и выдыхать, извлекать основной звук, выполнять простейшие приемы игры.
На данном этапе мы набираем детей по желанию в кружок «Догордоhуу - Дружба», где дети учатся играть не только на хомусе, но и на других национальных якутских инструментах. Эта работа ведется совместно с педагогом дополнительного образования по якутскому языку.
Также ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах. Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы: «Чарующие звуки хомуса», «Мы в музее хомуса», «Хомус в эпосе олонхо», «Хомус и народы мира» и др.
IV этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду устраивается фестиваль «Этигэн хомус». Участники фестиваля – дети подготовительных групп, зрители – старшие и подготовительные группы детского сада, родители, педагоги. В рамках фестиваля – участие в городских и республиканских мероприятиях «Туой тойук, дуорай хомус!», «Полярная звезда», «Творческая мозаика», конкурсы рисунков.
В марте проводится конференция участников проекта, где дети в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты, выполненные на втором этапе, по итогам участникам выдаются сертификаты и дипломы, благодарности родителям.
Таким образом, данная технология хорошо вписалась в опытно-экспериментальную работу детского сада по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, и дала хорошие результаты. Мы это судим, и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в различных конкурсах. Так, на городском конкурсе этно-ансамбль детского сада «Догордоhуу» отмечен сертификатом(2011г., рисунки Белостоцкой Ани, Мавленбаевой Озоды, Фролова Вовы, Новогодиной Анжелы отмечены дипломами I и II и III степени республиканского конкурса рисунков детей «Чарующие звуки хомуса»(2011 г.). К статье прилагаем фотографии.
Использованная литература
1. Л. М. Кларина. Детская проектная деятельность / Л. М. Кларина // Игра и дети. – 2006. – №4. – С. 2-3.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – З-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96с.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – З-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96с.
4. Семенова, А. Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности: монография / А. Д. Семенова. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. – 117с.
5. Ситникова, Н. В. Ключевые компетентности: подходы к оцениванию / Н. В. Ситникова // Народное образование Якутии. – 2003. - №2. – С. 23-27.
6. О. Н. Степанова, П. И. Филиппова. Формирование этнокультурной компетентности в поликультурной среде ДОУ : методическое пособие. – Я. : Институт повышения квалификации работников образования им. С. Н. Донского-II, 2006. – 65с.