Бобырева Алена Владимировна
Технология педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом - направление «Физическое развитие», занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника.
Публикация «Технология педагогического опыта» размещена в разделах
«Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Здоровье, как функция успешной жизни.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей. Школой, где любая деятельность дошкольников (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
В своей работе с младшими дошкольниками я поставила следующую цель: обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в период детства, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для реализации поставленной цели мною были подобраны и внедрены здоровьесберегающие педагогические технологии.
К основным формам и методам технологии сохранения и стимулирования здоровья детей относятся:
Динамические паузы - во время образовательной деятельности, 2-3 минуты, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.
Подвижные и спортивные игры - как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате, малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно, для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Дыхательная гимнастика - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Используется как основной элемент при проведении образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.
Пальчиковая гимнастика - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Особенно хочется остановиться на развивающей методике Сергея и Екатерины Железновых — это одна из самых универсальных методик. Она не предполагает обучение ребенка какой-либо специфической сфере знаний а наоборот, способствуют общему развитию и благодаря этому подходит даже самым маленьким детям.
Ключевым моментом в занятиях по методике Железновых является музыкальный подход. Методика Железновых включает в себя зарядку, пальчиковые игры, подвижные игры, игровые массажи и многое другое.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Образовательная деятельность предполагает разнообразие педагогических мероприятий с дошкольниками: беседы о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы и так далее. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.