МААМ-картинки

Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ

Елена Губатова
Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Деятельность - необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

В соответствии с ФГОС в ДОУ организуются 9 видов детской деятельности :

1. Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.

2. Коммуникативная - общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Публикация «Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

3. Познавательно-исследовательская - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

4. Восприятие художественной литературы и фольклора.

5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). 6. Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.

7. Изобразительная - рисование, лепка, аппликация.

8. Музыкальная - восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах.

9. Двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребёнка.

Каждый вид детской деятельности обладает богатейшими развивающими возможностями, однако продуктивно их организовать педагогам ДОУ не всегда удается по причине сложности самого вида деятельности, отсутствия необходимой предметно-развивающей среды, а также низкого уровня владения педагогами интересными методами и приемами организации каждого вида деятельности. Поэтому поставим себе задачу разобраться в сущности познавательно-исследовательской деятельности и технологии ее организации в ДОУ.

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению использованию знаний. Главная цель познавательного развития ребёнка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Китайская пословица гласит: «расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», то есть значение усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Любая деятельность включает в себя 6 компонентов: цель, мотив, способы действий, средства деятельности, условия её осуществления и результат. Применительно к познавательно-исследовательской деятельности специфика компонентов такова:

Цель - получить знание, добыть информацию, почувствовать вкус к открытию нового знания, который впоследствии превратится в любознательность.

Мотив определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла, получения интересующей информации, изучения устройства объекта, применения в повседневных бытовых и социальных ситуациях и т. д.).

Способы действий - познавательные умения (анализировать, сравнивать, проводить аналогии, высказывать идеи, проявляя смекалку и оригинальность мышления, приводить доказательства и т. д.) и разнообразные способы практических действий.

Средства деятельности - инструменты для осуществления различных видов работ с разными материалами.

Условия - предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели, а также психологически комфортное взаимодействие: свобода мнений, право на ошибку, отсутствие критики, поддержка любых идей, активное слушание товарищей, возможность свободного размещения, перемещения и общение детей, и - плюс ко всему сказанному - подведение итогов познавательно-исследовательской деятельности необходимо начинать до появления признаков утомление у детей. Результат - новое знание и/или умение.

Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых в программе представлено несколькими темами.

Живая природа: характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой неживой природы.

Неживая природа: почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния вещества (газообразное, жидкое, твёрдое, небесные тела.

Физические явления: магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, движение, инерция, давление, свет, цвет и др.

Рукотворный мир: предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.

Схема развития любого вида деятельности в дошкольном детстве такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и затем становится самостоятельной деятельностью. Чтобы соответствовать данной логике, организовать познавательно-исследовательскую деятельность в ДОУ можно :

- в непрерывно образовательной деятельности, где ведущая роль принадлежит педагогу;

- в процессе совместной деятельности ребёнка со взрослым (наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, дидактические игры с правилами, разработка проекта);

- в процессе совместной деятельности ребёнка со взрослым в ходе режимных моментов (правила одевания-раздевания, культуры питания, поведения во время сон-часа, прогулки, игры и т. д., а также заострение внимания на повседневных бытовых ситуациях их анализ (установить причину конфликта - обсудить, как не надо себя вести, как надо поступить); -через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной деятельности : создание богатой предметно-развивающей среды, центров конструирования, экспериментирования, чтения, природной зоны, игровой зоны. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или совместно со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

В дошкольном возрасте познание окружающего мира напрямую зависит от окружающей среды. Что ребёнок видит, слышит, с чем взаимодействует, то и познает.

В возрасте 2-3 лет дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребёнка. Объекты со специально выделенными, как бы подчёркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т. п., а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствляющими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры, доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник, крупные цветные мозайки, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок, предметы-головоломки, музыкальные игрушки и т. п. В число объектов для исследования также полезно включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью, которым по возможности следует оснастить групповое помещение.

В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые, наглядные пособия репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребёнка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.

В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. К нормативно-знаковому относится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира: разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т. п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребёнком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма, начальной математики, т. е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.

В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием. Помимо этого, в старшей и подготовительный группах всё активнее внедряется проектная деятельность. Используются следующие виды проектов: - Исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

- Ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.

- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п.

- Творческие: как правило, не имеют детально проработанный структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр., например, «Театральная неделя».

Независимо от возраста детей и области исследования, центральным моментом при организации познавательно-исследовательской деятельности является проблемная ситуация. Осознав проблему, человек либо начинает активно мыслить и активно искать решения проблемы, либо уходит от её решения, что говорит о его беспомощности. Проблемная ситуация является основой метода проблемного изложения материала, широко используемого в современной школе, а также исследовательского метода обучения.

Вообще для учебного познания исторически накопленного опыта применяется множество приемов и средств, однако все они укладываются в пять общедидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Под исследовательским понимается такой метод обучения, при котором:

- ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения;

- познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами явление, закономерность ю, то есть дети не накапливают опыт и знания, а отдают их, развиваясь через самоотдачу;

- основными составляющими процесса исследования являются выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения;

- педагог применяет принцип поэтапности в организации деятельности детей, который основан на сокращении сообщаемой информации и увеличении состоятельной деятельности детей.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны дошкольнику, и исследования в этой области интересны и занимательны. В процессе исследования постепенно обогащаются, систематизируются знания об окружающем мире, детское «магическое мышление», волшебные фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие разворачивалось, как процесс саморазвития. Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две противоположные ситуации.

1. Условия, при которых все действия ребёнка наталкиваются на неизменное сопротивление, тогда всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в глазах ребёнка, воспринимается им как бессмысленная и ведущая к наказанию. Ребёнок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.

2. Если все желания ребёнка удовлетворяются немедленно и безо всяких усилий с его стороны, если родители и окружающие оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы он ни в чем не проявлял инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, - потребность в поисковой активности не развивается, угасает, ибо в этой активности нет никакой необходимости.

Следовательно, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску пути их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации, при решении одних задач, имеет тенденцию распространяться и на другие задачи, в том числе достаточно простые. Поэтому можно предположить и противоположный вариант: высокая поисковая активность, направленная на решение определённых задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, не знакомых ранее ситуациях.

При создании проблемных митуаций можно использовать следующие методические приемы:

- взрослый подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, космонавта, врача, повара и т. д.);

-побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения);

- ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточным исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, задания на преодоление «психологической инерции» и др.).

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «В замке Снежной королевы» Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В замке Снежной королевы». Цель: Развитие у детей.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата. Соснова Галина Константиновна. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов.

Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов»Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов» Тренировочное занятие по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В стране волшебников-следопытов». Цель: Ознакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 23:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Губатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД