Ковалева Алена
Технология обучения рассказыванию по картине
▼ Скачать + Заказать документы
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие
окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские
представления о социальных, природных и бытовых явлениях, но и
воздействует на эмоции, поддерживает интерес к окружающему миру и
обогащает познавательную деятельность детей.
Технология использования картинок в работе с детьми достаточно подробно
разработана и активно используется в ДОО. Для обучения рассказыванию по
картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и
Публикация «Технология обучения рассказыванию по картине» размещена в разделах
понимания картин детьми. Этот процесс рассматривался в работах С. Л.
Рубинштейна, Е. А. Флёриной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В
исследованиях отмечается, что уже в 2 года ребенок с удовольствием
рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Е. А. Флёрина считала, что у дошкольников восприятие картинки
значительно опережает их изобразительные возможности, дети реагируют на
содержание и характер изображения – цвет, форму, построение. Она
выделяет в детском восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к
яркому красочному рисунку; желание видеть на картинке все существенные
признаки предмета, неузнавание ракурсных построений и
неудовлетворенность ими детей 3-6 лет; затруднения при восприятии
светотеневого рисунка; затруднения детей 3-5 лет при восприятии рисунка с
ярко выраженной перспективной деформацией предмета; положительное
отношение к ритмической простоте построения (композиции).
В ДОО используются специально разработанные серии дидактических
картин разных типов : предметные картины, сюжетные картины, серия или
набор картин, связанных единым сюжетом типа рассказ в картинках,
привлекаются и репродукции настоящих произведений живописи (пейзаж,
натюрморт, детский портрет, женский портрет и др.).
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
содержание картины должно быть интересным и понятным, картина должна
быть высокохудожественной, изображение персонажей должно быть
реалистическим, следует учесть доступность не только содержания, но и
изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением
деталей, с сильным сокращением или заслонением предметов, с излишней
штриховкой, набросочностью, незаконченностью рисунка.
Роль картинки для детей младшего дошкольного возраста состоит в
закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его
расширении. Картинка для малышей должна приближаться к упрощенной
реальности. Рассматривание начинается с внесения картины и некоторого ее
созерцания. Малыши не могут длительное время молча смотреть на картину,
педагог поддерживает их общение, обращает внимание на предмет или
персонаж и постепенно разворачивает разговор по картине. Основным
методическим приемом является вопрос. Вопросом педагог сразу выделяет
центральный образ на картине (Кого вы видите на картине, затем
рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Последовательно
идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь,
развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на
установление связей между частями картины, на постепенное усложнение.
Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям
предлагается мысленно поставить себя на место изображенного ребенка; дать
имя персонажу; дидактические игры типа «Кто больше увидит?»). Логика и
последовательность вопросов обеспечивают целостное восприятие картины,
игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание
картины составляет суть разговора воспитателя с детьми.
В среднем дошкольном возрасте методика в значительной мере сохраняется,
но для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и
сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На
реке», «В гости к бабушке»). Одни из них предлагаются только для
рассматривания, другие – для рассматривания и последующего
рассказывания.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание
обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности
содержания. Сложная картина рассматривается по частям. Вначале
выделяется главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для
последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон,
пейзаж. Важно, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное
отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу, животным. В связи с
этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Целесообразны такие приемы, как задание детям подумать (О чем бы вы еще
хотели узнать, указания (Задайте нужный вопрос, побуждение детей к
обобщению (Что нового вы узнали). Развитию творчества способствует
прием придумывания и обсуждения названия картины, выбора наиболее
удачного, сравнения с настоящим названием.