Екатерина Мартыненко
Технология обучения дошкольников составлению загадок
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросе использования загадок как средства формирования познавательно- речевого развития.
Задачи: Познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми;
- показать на конкретных примерах способы составления загадок;
- расширить представление педагогов о загадках и их видах.
Публикация «Технология обучения дошкольников составлению загадок» размещена в разделах
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой, путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Работа с загадками чаще всего не опирается на наглядность, поэтому не всегда бывает эффективной.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Развивающие возможности загадки многообразны.
Изучив опыт работы педагогов, считаю, что целесообразнее и понятнее детям использовать на занятиях опорные картинки, а не таблицы и схемы. Они более красочны, доступны и понятны детям. Их можно использовать при обучении детей составлению загадок на сравнение, отрицание и описательных загадок. Данный вид работы требует тщательной подготовки. Дошкольники очень быстро улавливают, что от них требуется. Они начинают составлять загадки без образца педагога и выбирают аналогии, ещё не использованные предыдущими рассказчиками.
Очень хочется рассказать о методе «Обучение детей составлению загадок на сравнение и отрицание».
необходимо выбрать объект, о котором будет составляться загадка (можно в соответствии с т лексической темой недели); вначале предлагаю детям подобрать слова - признаки к этому объекту ( например: какой объект по форме, цвету, размету, вкусу, запаху и т. д.) и обозначаю их опорными картинками, расставляя их в столбик, один под другим или в ряд;
это может выглядеть примерно так:
или так
предлагаю детям сравнить по перечисленным значениям признаков предмет с другими, похожим на него объектами. Дети могут дополнять, что ещё бывает таким же, а я уже выставляю на доске заранее приготовленные картинки – опоры, напоминая детям о том, что каждый из них должен запомнить свое сравнение, а не использовать картинки – опоры или слова, придуманные другими детьми.
Получается вот так:
далее прошу детей сказать не просто на что похож предмет или чем отличается, а дать образную характеристику подобранному сравнению.
Например: не просто помидор, а созревший помидор, не просто камень, а огромный камень и т. д., после этого предлагаю загадать каждому ребёнку свою загадку, вставляя при сравнении связки «Как» - если загадка на сравнение или «Но не» - если загадка на отрицание. В загадках на отрицание объекты предложенные детьми для сравнения на опорных картинках перечеркнуты.
В итоге могут получиться такие загадки :
Загадка о чайнике на сравнение:
Круглый, как яркое солнышко,
Красный, как созревший помидор,
Сладкий, как цветочный мёд,
Тяжёлый, как огромный камень. Загадка о чайнике на отрицание:
Круглый, но не яркое солнышко,
Красный, но не созревший помидор,
Сладкий, но не цветочный мёд,
Тяжёлый, но не огромный камень.
круглое
Как солнышко
красный
Как помидор
сладкий
Как цве точный мед
тяжелый Как камень
кругло
не солнышко
красное
но не помидор
сладкое но не мед
тяжелое но не камень
Загадка о чайнике
Круглый, как спелый арбуз,
Блестящий, как золотое кольцо,
Шипящий, как рассерженная змея.
Круглый, как большой апельсин,
Сверкающий, как солнечный лучик,
Шипящий как змея Загадка о чайнике
Круглый, как большой апельсин,
Сверкающий, как солнечный лучик,
Шипящий, как лопнувший шарик.
Загадка об арбузе. (С отрицанием)
Круглый, но не надувной мяч,
Полосатый, но не быстроногая зебра,
Сладкий, но не вкусная конфета. Загадка о помидоре (С отрицанием)
Круглый, но не спелый апельсин,
Полосатый, но не матросская тельняшка,
Сладкий, но не спелая ягода.
Круглый
но не спелый апельсин
Полосатый
но не матросская тельняшка
но не матросская тельняшка
но не спелая ягода.
Загадка о помидоре (сравнение)
Круглый, как яркое солнышко,
Красный, как аленький цветочек,
Сочный, как спелый арбуз. Загадка о помидоре (сравнение)
Круглый, как воздушный шарик,
Красный, как сигнал светофора,
Сочный, как вкусный апельсин.
круглый
Как воздушный шар
красный
Как сигнал светофора
сочный Как апельсин
Для составления загадок на сравнение или отрицание можно использовать и другие опорные схемы-картинки (перечёркнутые – отрицание, не перечёркнутые - сравнение). В результате могут получиться такие загадки :
Загадка о помидоре (сравнение)
Круглый, как шарик,
красный, как яблоко,
растёт на грядке, как свекла. Загадка о помидоре (сравнение)
Круглый, как клубок,
красный, как мак,
растёт в огороде, как картошка.
А если убрать перечёркивающие линии и добавить связку «Как» - получится загадка на сравнение.
Загадка о планете/Земле.
(С отрицанием)
Круглая, но не мандарин,
огромная, но не кит,
Вращающаяся, но не юла.
Загадка о планете/Земле.
(На сравнение)
Круглая, как теннисный мяч.
Огромная, как многоэтажный дом,
Вращающаяся, как бабушкино веретено.
Следующий метод – это обучение детей составлению описательных загадок.
Для придумывания загадок такого характера использую такую же последовательность работы, что и при составлении описательных рассказов о предметах. Во вводной беседе вместе с детьми рассматриваем все изучаемые по лексической теме объекты, вспоминаем их характерные и отличительные особенности (строение, окраска, качество, назначение и пр.) Затем сообщаю детям цель занятия: «Сегодня мы с вами будем учиться придумывать загадки о …» Далее вместе с детьми рассматриваем опорные картинки для составления загадки, выложенные по кругу, в центре круга – знак вопроса. Каждый ребёнок сам определяет, о каком объекте он будет составлять загадку. И используя в качестве наглядной опоры предложенные мной опорные картинки и устный план, составляет загадку об объекте.
Для составления загадки можно использовать разное количество опорных картинок. Всё зависит от возраста и индивидуальных возможностей детей. Красные стрелочки указывают, с какой картинки и в какой последовательности следует составлять описание
Примеры опорных картинок для составления описательных загадок
Загадки о птицах.
План составления загадки :
какая это птица: домашняя, перелётная или зимующая (обобщающее значение); части тела птицы; окраска; чем питается; как подаёт голос; как называется жилище
Загадки о животных.
План составления загадки : какое это животное: домашнее или дикое, жарких, холодных стран, средней полосы (обобщающее значение); окраска; размер; части тела; чем покрыто тело животного; чем питается (хищник или травоядное).
Загадки о бытовых приборах
План составления загадки :
обобщающее значение предмета; размер; расцветка; из каких частей состоит; как его используют; что использовали люди до его изобретения Загадки об одежде, обуви, головных уборах.
План составления загадки : обобщающее понятие (Это одежда/обувь/головной убор); в какое время года носят; для кого изготовлен предмет; расцветка; из каких частей состоит; из чего изготовлен /каков по материалу/; когда и куда можно надевать.
Следующие методы это составление загадок по правилам,
их можно составлять с помощью опорных картинок или моделей схем, рисунков:
1. И одно свойство предмета есть, и другое свойство предмета есть, но не предмет: «И круглый, и желтый, и горячий, но не солнце» (Блин, колобок).
2. «Не предмет, а свойства эти есть» - «Не крокодил, а зеленый». (Лук, «Не лук, а горький» (Чеснок)
3. «И у одного предмета есть, и у другого предмета есть. Что это?» : «Есть у шарика, есть у мышки, есть у тыквы. Что это?» (Хвостик)
4. Части предмета есть, а функций не выполняет. «Ноги есть, а не ходит» (стул, шкаф)
5. Составление загадок способом перечисления действий предмета без его
названия. Ржет, жует траву, возит грузы и людей. Кто это (Лошадь)
6. «Какой?» - «Что бывает таким же?» Ребенок выбирает предмет и называет существенные признаки, используя схемы. Затем он называет предметы, обладающие этими признаками. При этом используются связки: «как», «будто», «но не», «но без», «вместо»
а) «Рыжий, как лиса; Круглый, как мяч; Сладкий, как конфета; С семечками,
как лимон.» (мандарин).
7. Загадки, построенные на сравнении объекта с человеком. В основе лежит
предлог «вместо», то есть детям предлагается сравнить путем замещения
частей тела человека с частями загадываемого объекта :
«Вместо рук – крылья; Вместо носа – клюв; Вместо одежды – перья» (Птица)
8. Несколько сложнее детям дается сочинение загадок, в основе которых
лежит отрицание «но не» : «Возит людей, но не автобус; Гудит, но не поезд; С
крыльями, но не птица».(Самолет)
9. Наиболее сложный вид загадок, в основе которых лежит логическая связка
«как, но без». Если в предыдущем виде загадок дети идут от части к целому,
то здесь надо идти от целого к части. Это труднее. : «Как свитер, но без
рукавов» (Безрукавка)
Вывод: В процессе этой работы стимулируется детская речевая активность, предлагается использование ярких образных сравнений. Сочиняются сравнения, загадки и метафоры об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
Составляя загадку о конкретном предмете, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.
Таким образом, обучение дошкольников составлению описательных загадок, а также загадок на сравнение и отрицание, с использование опорных картинок позволяет формировать у детей образную выразительность речи, а педагогу поддерживать активность и интерес воспитанников на протяжении всего занятия.