Ирина Подгорнова
Технология «Музейная коммуникация»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Музейная коммуникация»
(формирование ключевых компетентностей у детей посредством организации «Школы юного экскурсовода»)
Цель: Развитие коммуникативных способностей детей через овладение основами мастерства экскурсовода старшими дошкольниками.
Задачи:
1. Формирование у детей правильной постановки речи (дикции, темпа, интонационной стороны речи);
2. Совершенствование у старших дошкольников умений и навыков общения;
Публикация «Технология „Музейная коммуникация“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
3. Овладение вопросно-ответным методом (формирование умения грамотно задавать вопросы и правильно отвечать на них);
4. Развитие умения отстаивать свою точку зрения (умение аргументировать свою речь);
5. Развитие умения вести диалог с различными категориями слушателей (сверстники, взрослые, дети младших групп)
Методы:
1. Объяснительно-иллюстративные методы, связанные с обогащением детей представлениями об окружающем (беседы, чтение художественной литературы, рассказ взрослого, в том числе профессионала-экскурсовода; просмотр видеофильмов, иллюстраций, знакомство с разными видами музеев и т. д.);
2. Проблемно-поисковые (вопросы проблемного характера, использование алгоритмов, схем, моделей предмета);
3. Методы активизации самостоятельной деятельности (проблемная педагогическая ситуация – выбор выхода из конфликта);
4. Творческие методы (игровые упражнения, импровизация, интервью, презентация; исследования, занятия по интересам);
5. Игровые методы (игровое взаимодействие, создание ситуаций успеха, коммуникативные игры)
Приемы:
• Упражнения;
• творческие задания;
• игры;
• ТРИЗ-технологии
Новизна программы состоит в создании новых условий для творческого развития детей; во включении воспитанников ДОУ в процесс овладения мастерством экскурсовода; в создании развивающе-познавательной среды общения.
Данная технология способствует формированию следующих ключевых компетентностей дошкольников:
Социально-коммуникативная компетентность
Умение понимать эмоциональное состояние сверстника и взрослого и рассказать о нем;
умение получать необходимую информацию в общении;
умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
умение отстаивать свою точку зрения в общении;
умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
умение принимать помощь;
умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Технологическая компетентность
умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;
умение планировать этапы своей деятельности;
умение руководствоваться алгоритмом деятельности;
умение доводить начатое дело до конца;
умение принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
Информационная компетентность
умение получать информацию, используя различные источники;
умение делать выводы из полученной информации;
умение оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности;
умение задавать вопросы;
Данная методика может быть реализована при наличии в группе мини-музея.
Методика оснащена диагностическим инструментарием.
Обеспечение процесса формирования ключевых компетентностей дошкольников базируется на авторской музейно-педагогической программе «Музей предметов»
В результате системной организации процесса воспитания и образования через:
создание пространственно-развивающей среды в ДОУ;
обучение и переподготовку педагогических кадров;
включение воспитанников в процесс овладения мастерством экскурсовода;
педагогическое просвещение родителей,
мы создаем предпосылки для формирования ключевых компетентностей дошкольников, способствуем становлению навыков общения ребенка; получаем выпускника, готового к обучению в современной школе.
Базовые компоненты овладения мастерством экскурсовода (Б. Е. Райков) :
1. Владение темой (содержание, логичность и полнота раскрытия);
2. Адресность экскурсии или дифференцированный подход;
3. Контакт с группой (вступительная часть, основная часть, ответы на вопросы);
4. Владение вопросно-ответным методом (умение вести диалог);
5. Владение приемами показа (как распределить группу, время показа и т. д.);
6. Создание установки на узнавание («Вы уже видели»);
7. Соотношение показа и рассказа
Особенности содержания и вовлеченность воспитанников в музейно-образовательные программы (% от количества детей в детском саду) :
№ Тематика занятий Возрастная группа % вовлеченности
1. Обзорные экскурсии Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%
2. Тематические занятия Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%
3. Творческие занятия средняя, старшая, подготовительная 80%
4. Экскурсии-путешествия Младшая, средняя 40%
5. Создание мини-музеев в группах средняя, старшая, подготовительная 80%
6. Школа экскурсоводов подготовительная 30%
В рамках программы предусмотрена организация поисковых экспедиций по территории области.
К данной работе привлекаются родители – члены краеведческого клуба. В свободное время они вместе с детьми путешествуют по деревням и селам области с целью знакомства с бытом и традициями.
По итогам экспедиций в группах проводятся творческие выставки-отчеты для ознакомления дошкольников с результатами исследований.