Лариса Барсукова
Технология «Лэпбук» и ее применение в работе педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Лэпбук» и ее применение в работе педагога ДОУ.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству
образовательно – воспитательной деятельности в детском саду,
подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься
самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности
и владеть необходимыми образовательными технологиями.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог
ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической
деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали
Публикация «Технология „Лэпбук“ и ее применение в работе педагога ДОУ» размещена в разделах
бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические,
образовательные и воспитательные задачи.
Мы находимся в постоянном поиске новых технологий и, зачастую,
сталкиваемся ситуацией, как говорится в поговорке, «Все новое – хорошо
забытое старое». А ведь технология «Лэпбук» – это тоже забытое старое.
Я решила взять ее себе на вооружение и применить в своей работе. И не
ошиблась в своем выборе. Как показала практика, такое решение придало моей работе некую изюминку. Дети с удовольствием восприняли новшество, потому
что «Лэпбук» – это технология, позволяющая взрослым проявить себя в
безграничной фантазии, раскрыть творческие способности, а для детей она
делает процесс познания интересным и увлекательным, позволяющим ответить в одном лэпбуке на конкретный интересующий его вопрос, через разные виды деятельности. Это та же увлекательная книга, только сделанная своими руками.
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки,
представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Александровна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. В дословном переводе с английского языка
лэпбук означает «книга на коленях», или, как его еще называют, тематическая
папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые
дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших
текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга,
которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое,
креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего
основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по
размеру лэпбук умещался на коленях. Обычно, это папка формата А4 в
сложенном виде и А3 в раскрытом.
Таким образом, я сделала вывод, что лэпбук — это собирательный образ
плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие
творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор,
но и формируя навыки и умения.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и
закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия
имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются
специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Я применяю
его для работы с детьми старших и подготовительных к школе групп. А дети 7-
8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои
собственные лэпбуки.
Лэпбуки можно делать как самому педагогу, так и совместно с ребенком.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком,
тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы
с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания,
изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую
тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной
теме. Размер готового лэпбука, как я уже говорила, стандартный по всему
миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Но я изготовила как
стандартные формы лэпбука, так и более объемные в формате А3. Размер А4
идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком:
держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий
поставить папку на полку.
Изучив литературу по данной теме, я выделила для себя несколько
разновидностей тематических папок. В зависимости от назначения они могут
быть учебными, игровыми, поздравительными, праздничными,
автобиографическими (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни
ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.
В зависимости от формы лепбуки бывают в виде стандартной книжки с
двумя разворотами, папки с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурной
папки.
Материал на лепбуке оформляется как стандартные кармашки; обычные и
фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и
дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; теги;
стрелки; пазлы; чистые листы для заметок и т. д.
Использование лэпбука в работе с детьми имеет большое значение:
1). Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по
изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш
ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
2). Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время
ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное,
рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3). Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию –
хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
4). Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно
обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому
(для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а
старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать
такую коллективную книжку.
5). Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности
взрослого и детей, еще и формой представления итогов проекта или
тематической недели.
Чтобы сделать лэпбук своими руками, необходимы следующие материалы:
картон-основа (картонная папка, лист плотной бумаги формата А3, листы ДВП
или ДСП); бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными
расцветками и текстурой); принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры,
краски; обычные и фигурные ножницы; клей, скотч, двусторонний скотч;
степлер; декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки,
брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из
журналов тематические картинки и т. д., другими словами, все, что есть в доме.
Готовые шаблоны кармашков для лэпбуков, которые можно скачать
бесплатно, – лучший вариант для новичков. Однако, вы можете попробовать
сделать и что-то свое, оригинальное.
Работу над созданием лепбука я начинаю с выбора темы. Тема лэпбука
может быть любая: интересные события, происходящие в саду; праздники;
увлечения педагога, детей; темы недели; литературные произведения;
мультипликационные герои и т. д. Темы могут быть как общие, так и частные.
Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Музыкальные инструменты».
А можно взять какой-нибудь конкретный инструмент, и в лэпбуке дать
подробную информацию о нем. Если вы изготавливаете лэпбук для
дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными. К
тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не
забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или
закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь
с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.
Вот такие лэпбуки я изготовила для детей: «Музыкальный сундучок»,
«Русское народное творчество».
После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать
план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо
продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А
для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из
пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии:
формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и
развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках,
блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах,
конвертиках разных форм и т. д.
Для создания папки существует три основных варианта: базовый, базовый
с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый. Изготовление таких
основ подробно показано на картинках:
Далее нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе
или в Word (Paint или программе-проектировщике, выберите оптимальный
вариант для размещения необходимой информации. Продумайте, какой вид
будут иметь ваши кармашки (подтемы, и как будет организована в них
информация. Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе
к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической
папке постепенно: одно занятие — одно задание.
В заключение хочется сказать, что технология «Лэпбук» очень проста и
эффективна в применении, а самое главное, очень интересна детям. Думаю,
что технология «Лэпбук» успешно приживется в любом детском саду. Ведь
она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы по
пути внедрения ФГОС ДО.
Список использованной литературы:
1. Лэпбук, как новейший способ систематизации знаний. [Электронный ресурс] /
Режим доступа:http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizaciiznanij.html)
2. Лэпбук, как часть предметно-пространственной развивающей среды в детском
саду. [Электронный ресурс] / Режим
доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetnoprostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html
3. Консультация для педагогов: "Что такое лэпбук?". [Электронный ресурс] /
Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiya-dlyapedagogov-chto-takoe-lepbuk(дата обращения