МААМ-картинки

Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста

Силич Светлана
Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста

Цель логопедического обследования:

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.

1 этап. Ориентировочный.

Публикация «Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2 этап. Диагностический.

3 этап. Аналитический.

4 этап. Прогностический.

5 этап. Информирование родителей.

Г. В. Чиркиной и Т. Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1 этап. Ориентировочный этап;

2 этап. Дифференцировочный этап;

3 этап. Основной;

4 этап. Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает

Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный.

Задачи первого этапа:

• сбор анамнестических данных;

• выяснение запроса родителей;

• выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.

Виды деятельности:

- изучение медицинской и педагогической документации;

- изучение работ ребенка;

- беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации.

К медицинской документации относятся:

- медицинская карта ребёнка;

- Выписки специалистов;

- Заключения специалистов.

К педагогической документации относятся:

- Педагогическая характеристика;

- Логопедическая характеристика;

- Психологическая характеристика.

Изучение работ ребёнка.

К данному виду документации относятся:

- Рисунки;

- Творческие поделки.

Беседа с родителями.

- Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь реб нка.

- Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);

- Рекомендации для родителей.

II этап. Диагностический.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

- какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

- какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

- характер несформированности языковых средств.

Таким образом, нас как логопедов будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

- в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании);

- какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Методы логопедического обследования:

* педагогический эксперимент;

* беседа с ребенком;

* наблюдение за ребенком;

* игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

• от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);

• от уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);

• от уровня психического развития ребенка;

• от уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоенно не заученребенком).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования.

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

2. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

3. Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.

4. От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение.

5. Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

Направления обследования:

- Состояние связной речи;

- Состояние словарного запаса;

- Состояние грамматического строя речи;

- Состояние звукопроизношения;

- Обследование слоговой структуры слова;

- Состояние артикуляционного аппарата;

- Обследование фонематического восприятия;

IIIэтап. Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

В речевой карте, как правило, представлены разделы:

- Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;

- Анамнестические данные;

- Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

- Раздел, посвященный характеристике речи;

- Логопедическое заключение.

IVэтап. Прогностический.

На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.

Формы реализации индивидуальных маршрутов:

- Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;

- Групповые занятия по определенной коррекционной программе;

- Подгрупповые занятия;

- Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;

- Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними на 5 этапе обследования.

Vэтап. Информационный.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка.

Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.

Требования к информированию родителей:

- Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;

- Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;

- Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы предлагают нам Г. В. Чиркиной и Т. Б. Филичевой.

I этап. Ориентировочный (на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком).

II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта.

III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы:

- звукопроизношения,

- строения артикуляционного аппарата,

- дыхательной функции,

- голосовой функции,

- просодической стороны речи,

- фонематического восприятия,

- понимания слов,

- понимания предложений,

- понимания грамматических форм,

- лексического запаса,

- грамматического строя языка,

- навыков построения предложения,

- грамматических изменений слов в предложении,

- грамматического оформления на морфологическом уровне,

- связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий).Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 октября 2024 в 09:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Силич Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД