Светлана Задороженко
Технология использования малых форм фольклора для развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Технология использования малых форм фольклора
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Публикация «Технология использования малых форм фольклора для развития речи детей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Но этими не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Я поставила перед собой цель: разработать и апробировать технологию использования произведений устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста.
Задачи:
1. Развитие у малышей речевой активности.
2. Формирование первоначальных навыков художественно – речевой и познавательной деятельности.
3. Воспитание интереса и любви к фольклору.
В основу технологии были положены научные достижения А. П. Усовой («Русское народное творчество в детском саду», Е. А. Флериной («Эстетическое воспитание дошкольников»).
Выбрать наиболее удачные приёмы воздействие на детей помогли исследования Н. А. Ветлугиной («Самостоятельная художественная деятельность дошкольников», статьи кандидата психологических наук Л. Н. Павловой.
Были рассмотрены материалы на темы: «Художественное эстетическое воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста», «Волшебный мир народной игрушки», «Фольклор в музыкальном воспитании детей раннего возраста», «Использование народной игрушки в повседневной работе с детьми», «Организация самостоятельной художественно – речевой деятельности», «Использование русского фольклора в развитие речи детей».
В основе технологии лежат общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.
Принцип активности и посильной самостоятельности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором – принцип познавательной выразительности.
Не менее важен в ходе фольклорных игровых занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, то есть используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создается развернутая картина действий. Пояснение подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ может быть фрагментным (основные этапы произведения) или полный с использованием различных наглядных средств.
Основная форма работы с детьми – игровая деятельность.
Необходимые условия, способствующие возникновению у детей интереса к устному народному творчеству:
- книжный уголок, где имеются книжки, игрушки, книжки - раскладушки, также есть персонажи знакомых потешек, прибауток, сказок, настольные игры по мотивам этих же произведений;
- оформление альбома потешек, с красочными иллюстрациями;
- составление перспективного плана по развитию речи, включающего фольклорные произведения.
В предлагаемой технологии были использованы материалы Т. М. Бондаренко, В. В. Гербовой, А. И. Максакова, О. А. Соломенниковой, Л. В. Белкиной.
Технология-Играем,разговариваем,учимся
I этап
Цель:побуждать детей к речи. Методы и приемы: объяснение, сопровождение речи определенными действиями. В силу своей подражательности дети копируют движения, разговор, интонацию обращения и ответа.
Программные задачи
1. Побуждать детей эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание.
2. Побуждать включаться в рассказывание сказки.
3. Внятно произносить гласные звуки: (а (о(у (и).
Методы и приемы
Наглядные пособия: Персонажи сказки «Курочка Ряба» (или игрушки, куклы театра «би-ба-бо»)
Тема: Игровая образовательная ситуация - настольный театр «Курочка Ряба»
Фольклорные жанры
Потешка.
Долго ли они жили -
Мне старики не говорили.
Знал про то один кот
Что сидел у ворот.
Да убежал кот в овёс,
Конец сказки на хвосте унёс!
Программные задачи
1. Помочь детям понять содержание потешки.
2. Активизировать слова аленькая – аленька, опушка, чернобровая – черноброва.
3. Вызвать желание слушать потешку и помогать читать её.
Методы и приемы Рассматривание куклы.
Кукла в зимнем пальто алого цвета, отделанном мехом.
Тема:
«Кукла»
Фольклорные жанры
Потешка
Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Программные задачи
1. Познакомить детей с фольклорным произведением.
2. Формировать познавательную активность.
Методы и приемы
Ширма – раскладушка с картинками петушка, курочки, цыплят
Тема:
Чтение потешки «Петушок и его семья».
Фольклорные жанры
Загадка «Хвост с узорами, сапоги со шпорами»
II этап.
Цель: активизировать речь детей. Методы и приемы: Показ действий животного, птицы, соответствующие тексту потешки. Передача текста различными интонациями.
Показ на фланелеграфе потешек, предложение малышам самостоятельно подвигать фигурки, передавая движения персонажей.
Использование игровых моментов по тексту произведения. Например, разучивая потешку «Курочка – рябушечка», внести большую игрушку-курицу. Ответы курицы в соответствии с текстом потешки, произносит воспитатель.
Программные задачи
1. Учить малышей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы и их качества.
2. Выполнять действия, которые они видят на картинке.
Методы и приемы
Картинки с одним действием: мальчик играет на барабане, девочка причесывает куклу, мальчик из леечки поливает цветы, малыш катает шарик. Игрушки и предметы, изображенные на картинках: барабан, щетка, лейка, кукла, шарик, кубики
Тема:
Игра с сюжетными картинками «Кто что делает?».
Фольклорные жанры
Загадка «Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них - сломаю,
Все сначала начинаю.
(кубики)
Потешка
Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!
Программные задачи
Учить слушать и понимать содержание потешки, договаривать слова.
Методы и приемы
Дед и баба – персонажи кукольного театра.
Тема:
Чтение потешки «Еду – еду к бабе, к деду».
Фольклорные жанры
Закличка
«Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке
Программные задачи
1. Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях.
2. Активизировать в речи слова знакомой потешки.
Методы и приемы
Панорама птичьего двора, игрушки: петушок курочка и цыплята. Пластилин, доски для лепки, салфетки
Тема:
Игра «Петушок и его семья»
Фольклорные жанры
Потешка
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Программные задачи
1. Уточнить с детьми назначение посуды.
2. Научить называть и последовательно выполнять действия.
Методы и приемы
Кукла, стол, посуда.
Тема: Игра с куклой «Накормим куклу обедом».
Фольклорные жанры
Попевки
- Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.
- Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.
III этап.
Цель: побуждать к самостоятельным речевым высказываниям. Методы и приемы:повторение потешек, инсценирование, обыгрывание.
Программные задачи
1. Побуждать детей использовать отрывки из сказки в собственной игре
Методы и приемы
Игрушки: курочка, яичко, дед (из театра би-ба-бо); шапочка мышки, платок бабки, пакет для костюмов и игрушек.
Тема: Игра – инсценировка по сказке «Курочка Ряба».
Фольклорные жанры
Потешка
Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко
Программные задачи
1. Учить детей рассматривать предметы и называть детали.
2. Учить умению общаться между собой.
Методы и приемы Игрушки: поезд, корова, петушок
Тема: Рассматривание игрушек
Фольклорные жанры
Загадка
Кто пасётся на лужайке
Без панамки и без майки,
Отгоняет вредных мух
И мычит протяжно: «Му-у-у»
Потешка
«Петушок»
Программные задачи
1. Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой.
2. Способствовать обогащению сюжетов детских игр
3. Обогащение словаря: лечить, послушаем, поставим, посмотрим.
Методы и приемы Трубка, градусник, ложечка, лекарство.
Тема Игра – инсценировка «Встреча с доктором Айболитом».
Фольклорные жанры
Потешка
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
Программные задачи
1. Упражнять в чтении знакомых стихов.
2. Развивать внимание, память, речь.
Методы и приемы Игрушка зайчиха, корзина
Тема Игра «Зайчата в гостях у детей».
Фольклорные жанры
Потешка
Дили-дили-дили-дили,
Зайцы по воду ходили.
По дороге так скакали,
Что всю воду расплескали.
Программные задачи
1. Помочь детям лучше запомнить сказку.
2. Вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре).
Методы и приемы Книга с иллюстрациями
Тема Инсценирование сказки «Теремок».
Фольклорные жанры
Дразнилка
Мишка лапки подними!
Мишка лапки опусти!
Покружись, покружись!
А теперь земли коснись,
И животик свой потри – раз-два-три, раз-два-три!
Программные задачи
1. Учить отыскивать солнечного зайчика и рассказывать о его месте нахождения.
2. Помочь понять смысл стихотворения и отдельных фраз
Методы и приемы Два зеркальца
Тема Игра «Где солнечный зайчик?».
Фольклорные жанры Потешка
Утром солнышко проснулось.
Деткам в окна улыбнулось.
Ты, (имя, вставай,
И кроватку заправляй.