Косарева Наталья Петровна
Технология интерактивного обучения «Кроссенс» (теоретический аспект)
▼ Скачать + Заказать документы
«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску, научить добывать знания и пользоваться ими». Константин Кушнер (российский историк, педагог)
Профессиональный рост педагога – эта целая жизнь. Независимо от возраста и педагогического стажа мы, педагоги, находимся в непрерывном поиске новых методов, технологий. Постоянно и быстро изменяющийся мир предполагает переосмысливание «старого» и требует скорейшей адаптации к новым ориентирам, к внедрению инноваций в области образования. Иными словами, я обучаю, учусь сама, и перенимаю опыт у других. Кто-то, когда – то «подсказал», поделился идей, где-то я «подсмотрела», «взяла на вооружение» : всё это постепенно становится неотъемлемой частью моего самообразования. Зачем «придумывать велосипед», если его уже кто – то придумал до тебя. Используй уже существующие решения и рационально оттачивай свое педагогическое мастерство.
Публикация «Технология интерактивного обучения „Кроссенс“ (теоретический аспект)» размещена в разделах
Как я познакомилась с технологией «Кроссенс»? Отправной точкой стали популярные в мессенджерах и социальных сетях – эмодзи, зародившиеся в Японии, это специальный графический язык идеограмм, смайликов или небольшие картинки, которые используют для выражения эмоций в интерактивных общениях, на веб-сайтах. Творческий подход и креатив использования таких картинок очень популярен среди детей разного возраста. Эмодзи очень похожи на ребусы, головоломки, загадки в которых тоже используются цепочки картинок, какие-либо символы.
Именно такую ассоциативную цепочку из серии картинок и символов каждое изображение, которого связано с предыдущим и последующим по смыслу, придумали и опубликовали впервые в журнале «Наука и жизнь» в 2002 году наши соотечественники - Сергей Федин (писатель, педагог, математик) и Владимир Бусленко (доктор технических наук, художник и философ).
Заинтересовавшись данной технологией, я изучила ее и внедрила в свою работу (на уроках музыки). Работа трудна, но достаточно увлекательна. Данный вид технологии я предложила детям, и он стал пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят, стимул, возможность стать активным участником процесса обучения, поделиться своим мнением и опытом, научиться взаимодействовать с коллективом и принимать самостоятельные решения. Собственно уроки стали демонстрировать интерактивное обучение («диалоговое обучение»). Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения, а технология «Кроссенс» - это последовательность картинок. Авторами этой технологии утверждалось, что при решении кроссенса развиваются все аспекты мышления - память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления, что собственно и свойственно интерактивному обучению.
Так что такое Кроссенс? Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения, от англ. cross (пересечение) и sense (смысл) – «пересечение смыслов», что, конечно, не означает спортивный забег, но тренировку мыслительным операциям однозначно даёт. Термин «кроссенс» придуман по аналогии со словом «кроссворд», которое обозначает в переводе с английского языка «пересечение слов». Он представляет собой ассоциативную цепочку из изображений или других средств визуализации информации, замкнутую в поле из девяти квадратиков (как для "Крестиков-ноликов", которую можно читать в разных направлениях. Но стандартным является движение слева направо вниз по часовой стрелке до центрального квадрата, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой» (1-2-3-4-5-6-7-8 и 9 - центральный квадрат). Начинать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но центральным является квадрат с номером 9. Таким образом, складываются и другие способы чтения «кроссенса» : «солнышко» и «крест».
«Улитка» - это более сложный вариант, для первоначальной работы с детьми, особенно с младшими школьниками. Начинать нужно с 3-х цепочек (более лёгкие для визуализации, далее 4, 5 и уже когда выстроиться правильное чтение, понимание, тогда в старших класса можно уже использовать и цепочку из 9-ти изображений.
Суть технологии «кроссенс» в том, что в девяти изображениях - картинках (картинка – это некий образ) зашифрованы ассоциации. Каждая картинка связана с предыдущей и последующей. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. Центральная картинка (образ) объединяет по смыслу сразу несколько образов в единый.
Цель учащихся – разгадать символ, образ или понятие, которое находится в центральном квадрате, и чтобы её достигнуть необходимо решить задачу: то есть, объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Взаимосвязанность изображений - главное преимущество кроссенса как педагогического метода.
Вывод напрашивается сам собой: своему необычному и интересному способу подачи информации «кроссенс» активизирует и тренирует мыслительную деятельность учащихся, помогает не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Обучающиеся раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
Когда и как можно использовать «Кроссенс»? Конечно, каждый учитель сам выбирает на каком этапе части урока можно применить «кроссенс». Я использую его на следующих этапах урока:
• проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
• формулировка темы и целеполагание нового урока (найти связь между изображениями и определить тему урока, определить, что будем делать на уроке);
• раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
• закрепление материала, установление межпредметных связей, обобщение (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, или на уроках одного блока, модуля, ученики по ним обобщают, закрепляют материал и делают выводы);
• домашнее задание (создание кроссенса учащимися в качестве творческой, поисковой деятельности).
Для применения кроссенса на уроке в виде интерактивного задания можно использовать:
• печатные варианты (для индивидуальных ответов учащихся можно заготовить пустые шаблоны-поля со свободными клетками);
• мультимедийную презентацию (каждую клетку кроссенса выделить отдельным слайдом с помощью гиперссылок).
Работа с кроссенсом на уроке может быть фронтальной (беседа, обсуждение со всем классом, индивидуальной (заполнение шаблонов для ответов, парной или в группе (команде).
Практическая значимость технологии «кроссенс» :
ученики учатся: думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её;
у учеников развивается: зрительная память, связная речь (речевая практика-говорение, коммуникативные способности, навыки работы с информацией, её поиском;
повышается: мотивация к изучаемому предмету.
Технология «Кроссенс» отвечает следующим принципам:
1. Научность: имеет научное обоснование.
2. Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения.
3. Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов.
4. Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней его применения.
5. Креактивность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.
И в заключении: - "Начинать учиться никогда не поздно, желаю не бояться начинать и уверенно смотреть в будущие".