Александра Обоева
Технология фасилитации в организации взаимодействия педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) значительно изменились подходы к организации взаимодействия педагогов с родителями. Если раньше педагоги дошкольного образования видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей, то в настоящее время возникла необходимость активного включения законных представителей ребенка в образовательный процесс. В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую является невысоким, дошкольные образовательные организации выступают инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя. Для решения соответствующих задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка в ДОО. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса, как в плане принятия управленческих решений, так и в смысле участия в педагогических мероприятиях.
Публикация «Технология фасилитации в организации взаимодействия педагогов и родителей» размещена в разделах
При этом безусловно и то, что воспитание детей предполагает наличие у родителей определенных компетенций. Но даже самые заинтересованные в повышении своей родительской компетентности люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные за них специалистами ДОО. Взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни.
С точки зрения современных педагогов-исследователей в организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей можно выделить следующие направления:
повышение уровня социально-психологической культуры родителей;
обеспечение понимания родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
вооружение родителей навыками «педагогической рефлексии»;
информирование родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольной образовательной организации;
помощь родителям в установлении субъектной позиции в образовании своих детей [2].
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что на современном этапе многие авторы признают, что для реализации данных направлений необходимо искать новые технологии работы с родителями. Технологии фасилитации позволяют по-новому взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями.
Понятие «фасилитация» имеет латинское происхождение (f cil – лат., ср. исп. – упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать). Фасилитация (англ.) производное от глагола facilitate – облегчать, помогать, способствовать.
Разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-х гг. ХХ века К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии. В отечественной педагогике вопросы фасилитации рассматривают Э. Ф. Зеер, И. В. Жижина, Р. В. Овчарова, С. Я. Ромашина и др. [4]. В области дошкольного образования вопросами внедрения фасилитативных технологий в ДОО занимается А. А. Майер.
Фасилитативная педагогика меняет взгляд на установление взаимодействия между родителями и педагогами дошкольного образования. В процессе активного сотворчества и соразвития родители из «ведомых» постепенно превращаются в «сведущих», а затем и в «ведущих». Роль воспитателя, как фасилитатора, человека, поддерживающего и стимулирующего, заключается в создании необходимых условий для свободного жизнепроявления. Конечной целью работы педагога-фасилитатора должна стать самостоятельность и активность родителей в решении всех необходимых вопросов, связанных с образованием детей [3].
Фасилитация как условие – обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.
Фасилитация как результат – зона потенциального развития человека, при условии взаимного развития взаимодействующих личностей (например, педагога и ребенка, педагога и родителя, родителя и ребенка).
Фасилитация как процесс – развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновление, актуализация, инициация, поддержка.
Фасилитация как результат – устранение педагогом ограничений, препятствующих творческим проявлениям ребенка (родителя, помощь в обретении уверенности во взаимоотношениях с окружающими, признание права ребенка (взрослого) на ошибку, снятие барьеров и предоставление свободы выбора и действий.
Фасилитация как продукт – накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две – лучше», видимый результат совместных усилий, удовлетворяющий всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.
Фасилитация как прием является искусством задавать вопросы. Каждый вопрос открывает для участников собрания возможность использовать новые грани собственного педагогического опыта и знаний.
Смысл проведения фасилитации состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были бы решены или были бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.
Социально-психологический план фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями; любящими родителями и детьми; квалифицированными педагогами и наиболее способными учениками и т. д.
Задача фасилитации – решение конкретных вопросов. Это поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций.
Итог фасилитации – это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.
Функции фасилитации – стимулирование и актуализация возможностей, иницицирование и воодушевление, помощь и поддержка.
Формы фасилитации – взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.
Технологии фасилитации – это различные процедуры, в процессе которых участники делают определенные выводы. Можно выделить такие процедуры фасилитации:
- советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем); разработка и внедрение решений;
- помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы;
- консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы;
- снятие барьеров и преград в общении, в деятельности по поиску решений;
- готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- посредничество, актуализация позиций и чувств участников взаимодействия;
- содействие презентации субъекта;
- выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм;
- инспирация, активизация, вмешательство.
Установки фасилитации – принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому, открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям, конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).
Технологии фасилитации стимулируют к более напряженной мыслительной работе, чем традиционные методы обучения, к организации поиска совместных решений. Фасилитация снижает время выработки резолюций, повышает их качество, вовлеченность, ответственность каждого родителя (педагога) за выработанное решение. Кроме того, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простоты в освоении нового за счет использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.
Таким образом, приемы фасилитативных технологий, используемые в организации взаимодействия педагогов дошкольного образования и родителей, позволяют создать основу для проявления субъектной позиции родителей в образовании детей, обеспечить для законных представителей детей ситуацию доверия, открытости и успеха, а значит способствовать эффективному образованию дошкольников.
Список литературы:
1. Давыдова О. И. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО / О. И. Давыдова, А. А. Майер. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
2. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Проблемы педагогики и психологии. – 2011. – №1. – С. 209-212.
3. Ромашина С. Я. Фасилитативная педагогика в высшем образовании / С. Я. Ромашина, А. А. Майер // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 2. – С. 45-49.
4. Филь Т. А. Фасилитация в педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 32. – С. 71- 75.