татьяна барнашова
Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации детей-дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Публикация «Технология „Дети-волонтеры“ как средство эффективной социализации детей-дошкольников» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.
2сл.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Технология «Дети – волонтеры» - это одна из новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н. П.
В детских садах педагоги активно внедряют технологию социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д
3сл.
Детей с малых лет необходимо приучать к благотворительности, волонтёрству. В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - очень полезная и нужная деятельность для детей.
У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
4сл.
Цель технологии «Дети волонтёры» - это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
5сл.
Участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
6. сл.
7сл.
Технология «Дети волонтёры» - это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
8сл.
В каждом педагогическом коллективе должен быть человек, отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующий об этом всех педагогов. Необходимо организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам:
«Научим малышей играть»,
«Научим разрешать конфликты»,
«Научим одеваться»,
«Знаем, как помочь в проведении занятий».
Технология «Дети – волонтеры» предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по -настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Своим примером и конкретной помощью волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. «Научим тому, что умеем сами»,– так говорили ребята волонтерского отряда. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку. Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре.
Ребята изготавливали с особым удовольствием для младших ребят игрушки самоделки, подарки ко Дню матери, новогодние игрушки на елку, выступали в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарили им книжки малышки. У ребят возникало огромное желание помогать, заботиться и делать приятные подарки для детей младшего возраста. И у них это неплохо получалось. Волонтеры нашли место для применения способностей в проведении театральной недели «В гостях у сказки». Героев сказки «Теремок» с интересом встречали самые маленькие зрители, потому что сказка о дружбе всегда актуальна и находит отзыв в сердце зрителя. Сказка учит дружелюбию и терпимости к другим людям. Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
9сл. Формы взаимодействия детей с социумом.
Одной из эффективных форм построения тесного взаимодействия с социумом стало проведение акций:
«Покорми птиц зимой», «Внимание, пешеход!», «Береги природу», «Георгиевская ленточка» и др.
10, 11сл.
- «Берегите елочку»;
- «Плюшкин день»,
- «Добрые сердца»,
- «Помоги бездомным животным»,
- «Помоги пойти учиться»,
- «Подари радость»,
- «Подари улыбку другу»,
- «Дом, в котором я живу»,
- «Быть здоровым – это модно»,
- «Маленькие метеорологи»,
- «Бессмертный полк»,
- экологические акции и проекты по проблеме утилизации бытового мусора в городе как условия улучшения экологической обстановки, а значит и здоровья горожан.
«Дом, в котором я живу».
Во время экскурсии по ближайшему микрорайону дети обратили внимание и на мусор, разрисованные грязные стены: всё это заставило детей задуматься над тем, от кого зависит порядок в доме, дворе, городе.
Ребята вместе с воспитателями и родителями готовят плакаты, рисунки, коллажи с призывами к жителям нашего микрорайона сделать дома, дворы чистыми и уютными, соблюдать чистоту и порядок в подъездах. На экскурсии по микрорайону дети уже другими глазами глядят на свои дворы и дома: как приятно, когда подъезд чистый, а рядом с домом заботливые соседи ухаживают за цветниками и радуют людей.
«Чистый двор–чистый город!», «Чистота города – в наших руках», «Чистый двор – хорошее настроение», «Заботься о доме, в котором живёшь!» - такие надписи на плакатах видят жильцы домов, где побывали ребята и волонтеры из школы «Добрые дела дошколят».
Дети встречаются с дворником и беседуют о его нелегком труде.
3. «Подари улыбку другу».
Передавая свое тепло окружающим, мы делаем людей добрее. Такой настрой помогает нам осуществить акцию: «Подари улыбку другу». Эта акция добра веселит и радует, как детей, так и взрослых. Во время прогулки добровольцы школы «Добрые дела дошколят» обходят вокруг детского сада и заряжают хорошим настроение всех вокруг. Дети читают стихи, поют песни, дарят подарки, говорят добрые слова. Все ребята получают большой заряд положительных эмоций. Родителям, сотрудникам МБДОУ раздают смайлики с улыбкой, сопровождают доброжелательными пожеланиями и шутками.
4. «Покормите птиц зимой».
Ребята многое узнали о жизни птиц зимой и о том, чем они питаются. Вместе с родителями ребята смастерили кормушки, принесли корм для птичек. Кормушек было так много, что вначале была организованна выставка, в которой дети сами презентовали свои кормушки. Выставка поразила своим разнообразием. На участке группы состоялось открытие «птичьей столовой». Теперь у детей есть замечательная возможность помочь зимующим птицам пережить холода, а также понаблюдать за ними. Копилка добрых дел пополняется! Кормушки для птиц развесили по участкам детского сада. Волонтеры школы призывают всех детей и родителей принимать участие в подкормке зимующих птиц!
5. «Быть здоровым – это модно».
Основная цель данного мероприятия – формирование у детей в соответствии с возрастом знаний о здоровом образе жизни и его составных частях (режим, питание, отдых, занятия физкультурой и спортом) как жизненной ценности человека;
-профилактика вредных привычек и асоциального поведения в сообществе детей и взрослых через моделирование опасных жизненных ситуаций для ребенка в социуме и показ альтернативного поведения детей в данных ситуациях (вредные привычки);
-популяризация в детской среде занятий физкультурой (в условиях семья и социального окружения) и спортом (в специально организованных спортивных секциях в городской инфраструктуре)4
-транслирование в семьи воспитанников инновационных технологий по сохранению здоровья детей и оказание адресной социально-педагогической помощи родителям.
6. «Трудовой десант».
Главная цель отряда - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. Ребята следят за порядком на участке детского сада, ухаживают за клумбами, изготавливают совместно с младшими дошкольниками украшения для участка.
7. «Маленькие метеорологи» проводят элементарные опыты, исследуют свойства предметов и явлений, развивают познавательную активность, логическое мышление и фантазию у малышей. Каждому участнику хочется внести свою посильную помощь в общее дело и быть полезным.
8. «Бессмертный полк». Дошкольники всех групп, начиная с самых маленьких, шествуют колонной в костюмах военных с транспарантами и фотопортретами своих родственников, шарами, цветами по территории детского сада. Память о героизме и подвиге прадедов, близких родственников дети, родители и сотрудники детского сада почтили минутой молчания и запуском разноцветных, воздушных шаров в небо. В холле оформлена стена памяти «Бессметный полк». Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» представляют презентации и рассказы о своих прадедах-ветеранах, где рассказывают о героических подвигах. В рамках акции старшие дошкольники оформляют «фронтовые» письма, конверты-треугольники в память о страшных днях войны. По окончании акции у старших дошкольников прошел музыкально-литературный вечер «Память бережно храним», где дети пели и слушали военные песни, танцевали, читали стихи. От искренности и проницательности строк замирало сердце, а от боли потерь капали слезы. Это был потрясающий праздник! Необыкновенные эмоции детей и родителей.
9. Семейный фестиваль «Чудный миг». В преддверии старого Нового года дети – волонтеры вместе с родителями и педагогами устраивают концерт: поют рождественские песни, играют, издают сборники рождественских песен, которые потом дарят детям младших групп.
12 сл.
Деятельность по подготовке и проведению социальной акции проходит несколько этапов.
Подготовительный этап. На данном этапе, мы определяем, на решение какой социально-педагогической проблемы будет направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также продумываем форму проведения социальной акции.
Основной этап – непосредственная реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях). Обязательно к подготовке и проведению любой акции привлекаются родители.
Аналитический этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив, нужно ли ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.
13 сл.
Детям нравится выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе.
Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу.
Не ждать материального вознаграждения.
В этом главная суть этого движения.
Волонтерство - очень полезная и нужная деятельность для детей.
У них развивается уверенность в себе, они начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.
Развивается навык общения в разновозрастном коллективе;
Создается такая ситуация развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде;
Развивается самостоятельность и ответственность.
14 сл. Вывод:
- Использование инновационных технологий помогает детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.