Лучший педагог года

Технологические подходы к развитию языкового компонента у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

BATALOVA
Технологические подходы к развитию языкового компонента у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Ксения Владимировна Баталова,

Учитель – логопед МДОУ «ЦРР – д/с № 102

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЯЗЫКОВОГО КОМПОНЕНТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Публикация «Технологические подходы к развитию языкового компонента у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы заключается в том, что овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошколь-ном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Исследования отечественных пси-хологов и психолингвистов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. Н. Шахноровича, Д. Б. Эльконина и др. доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психи-ку, всю деятельность.

К настоящему времени методика развития речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи располагает богатым практическим материа-лом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей под влиянием целенаправленных педагогиче-ских воздействий. Под языковым компонентом в данной работе понимается система языковых средств, которыми располагает ребенок на конкретном этапе рече – языкового развития и активно использует в целях коммуника-ции.

Научно – теоретические и методические аспекты формирования и раз-вития речи детей с речевыми нарушениями разрабатывались в трудах Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Т. Б. Филиче-вой, и др., но вопрос динамики языкового компонента у детей дошкольного возраста с ОНР по-прежнему остается открытым, но есть недостаточно изу-ченные изменения, происходящие внутри речеязыковой системы детей с ОНР под влиянием специального обучения и воспитания.

При разработке технологии развития языкового компонента у детей старшего дошкольного возраста нами учитывались как общие закономерно-сти развития речи детей, так и различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, ди-зартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом недоразвитии.

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются ти-пичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой дея-тельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало ре-чи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речи аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показате-лем является отставание экспрессивной речи при относительно благополуч-ном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей мало-понятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрас-том, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно кри-тичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на фор-мирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктив-ность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и после-довательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может соче-таться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельно-сти.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психиче-ского развития обусловливает специфические особенности мышления. Обла-дая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

На ряду с общей соматической ослабленностью и замедленным разви-тием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движе-ний, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развиваю-щихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по простран-ственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попе-ременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические дви-жения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти

руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, за-стревание на одной позе. Правильная оценка неречевых процессов необхо-дима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и в тоже время для определения их компенсаторного фона.

Целью разработанной нами технологии является научить детей с ОНР понимать речь окружающих, вызывать потребности в вербальном высказы-вании, формировать лексико – грамматические средства речи, привлекать внимание детей к звуко – слоговой структуре слова. Научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

На первом этапе работы было проведено диагностическое обследова-ние детей с ОНР III уровня. Для детей с ОНР III уровня характерно стойкое и специфическое речевое недоразвитие. У этих детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. У таких детей имеют место сложные дезонтогенетически – энце-фалопатические нарушения. Характерными признаками детей III уровня яв-ляются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонемати-ческой, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи (Р. Е. Левина).

Для обследования детей использовались методики М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной по заданиям: изучение активного лексикона детей; изучение объемов и типов предложений: обследование грамматического оформления речи; изучение слоговой структуры слова.

Таблица

Результаты исследования языкового компонента у детей

старшего дошкольного возраста (средние показатели)

Языковой компонент Средние показатели

Активность лексикона детей 4

Объем и типы предложений 2,75

Грамматическое оформле-ние речи 2,5

Слоговая структура 2,75

Результаты обследования позволяют наметить технологические подхо-ды к развитию речи детей. Предложенная технология позволяет сформиро-вать определенные этапы и совокупность методов и приемов, способствую-щих развитию речевого компонента: дидактические игры и упражнения, сло-весно – логические задания, авансирование речевых высказываний детей, прием отраженной речи, активизация словаря посредством разных видов мотивации: игровой, личной заинтересованности, общения, практико – дей-ственной и др.

Таким образом, развитие языкового компонента речи предполагает це-ленаправленную, педагогически содержательную, развивающую деятель-ность, учитывающую специфику речевого развития детей с ОНР.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина – М. : Ака-демия, 1997. – С. 295 – 305.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Волковой С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1998. — 680 с.

Публикации по теме:

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по развитию речи «Что такое доброта» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по развитию речи "Что такое доброта"[/h3] Авторы: Чернявская Н. Ф., Слободянская Е. И., Гаджиева Т. А. Цель: -уточнить значение.

Конспект НОД по развитию речи «Новогодняя ёлка» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Новогодняя ёлка». Развитие речи. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» для детей старшего дошкольного возраста Пр. содержание: Закреплять знания детей о признаках осени, о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Обучение детей творческому рассказыванию.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы»Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы» Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки - красавицы» Эта презентация предназначена для.

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологические подходы к развитию языкового компонента у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
Опубликовано: 15 января 2020 в 18:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологические подходы к развитию языкового компонента у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня» (включая файлы) размещена пользователем BATALOVA в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД