BATALOVA
Технологические подходы к развитию языкового компонента у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
Ксения Владимировна Баталова,
Учитель – логопед МДОУ «ЦРР – д/с № 102
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЯЗЫКОВОГО КОМПОНЕНТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Публикация «Технологические подходы к развитию языкового компонента у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня» размещена в разделах
Актуальность выбранной темы заключается в том, что овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошколь-ном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Исследования отечественных пси-хологов и психолингвистов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. Н. Шахноровича, Д. Б. Эльконина и др. доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психи-ку, всю деятельность.
К настоящему времени методика развития речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи располагает богатым практическим материа-лом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей под влиянием целенаправленных педагогиче-ских воздействий. Под языковым компонентом в данной работе понимается система языковых средств, которыми располагает ребенок на конкретном этапе рече – языкового развития и активно использует в целях коммуника-ции.
Научно – теоретические и методические аспекты формирования и раз-вития речи детей с речевыми нарушениями разрабатывались в трудах Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Т. Б. Филиче-вой, и др., но вопрос динамики языкового компонента у детей дошкольного возраста с ОНР по-прежнему остается открытым, но есть недостаточно изу-ченные изменения, происходящие внутри речеязыковой системы детей с ОНР под влиянием специального обучения и воспитания.
При разработке технологии развития языкового компонента у детей старшего дошкольного возраста нами учитывались как общие закономерно-сти развития речи детей, так и различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, ди-зартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом недоразвитии.
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются ти-пичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой дея-тельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало ре-чи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речи аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показате-лем является отставание экспрессивной речи при относительно благополуч-ном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей мало-понятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрас-том, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно кри-тичны к своему дефекту.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на фор-мирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктив-ность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и после-довательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может соче-таться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельно-сти.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психиче-ского развития обусловливает специфические особенности мышления. Обла-дая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
На ряду с общей соматической ослабленностью и замедленным разви-тием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движе-ний, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развиваю-щихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по простран-ственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попе-ременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические дви-жения под музыку.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти
руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, за-стревание на одной позе. Правильная оценка неречевых процессов необхо-дима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и в тоже время для определения их компенсаторного фона.
Целью разработанной нами технологии является научить детей с ОНР понимать речь окружающих, вызывать потребности в вербальном высказы-вании, формировать лексико – грамматические средства речи, привлекать внимание детей к звуко – слоговой структуре слова. Научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
На первом этапе работы было проведено диагностическое обследова-ние детей с ОНР III уровня. Для детей с ОНР III уровня характерно стойкое и специфическое речевое недоразвитие. У этих детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. У таких детей имеют место сложные дезонтогенетически – энце-фалопатические нарушения. Характерными признаками детей III уровня яв-ляются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонемати-ческой, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи (Р. Е. Левина).
Для обследования детей использовались методики М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной по заданиям: изучение активного лексикона детей; изучение объемов и типов предложений: обследование грамматического оформления речи; изучение слоговой структуры слова.
Таблица
Результаты исследования языкового компонента у детей
старшего дошкольного возраста (средние показатели)
Языковой компонент Средние показатели
Активность лексикона детей 4
Объем и типы предложений 2,75
Грамматическое оформле-ние речи 2,5
Слоговая структура 2,75
Результаты обследования позволяют наметить технологические подхо-ды к развитию речи детей. Предложенная технология позволяет сформиро-вать определенные этапы и совокупность методов и приемов, способствую-щих развитию речевого компонента: дидактические игры и упражнения, сло-весно – логические задания, авансирование речевых высказываний детей, прием отраженной речи, активизация словаря посредством разных видов мотивации: игровой, личной заинтересованности, общения, практико – дей-ственной и др.
Таким образом, развитие языкового компонента речи предполагает це-ленаправленную, педагогически содержательную, развивающую деятель-ность, учитывающую специфику речевого развития детей с ОНР.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина – М. : Ака-демия, 1997. – С. 295 – 305.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Волковой С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1998. — 680 с.