татьяна ивкина
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
Направление внеурочной деятельности : Духовно-нравственное
Название программы: Родной край
Тема: Родословная моей семьи
Класс: 2-й
Цель: Способствовать формированию у учащихся умения составлять родословное древо своей семьи;
Планируемые результаты: Предметные:
- понятие «родословное древо»;
- степень родства в семье.
Личностные УУД:
Формирование:
Публикация «Технологическая карта занятия внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
- мотивационной готовности к учебной деятельности;
- позитивного отношения к себе, к членам своей семьи.
Метапредметные
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
- уметь контролировать и оценивать свою деятельность;
- развивать способности к осуществлению волевой саморегуляции.
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- взаимодействовать в паре;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы.
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
- знакомство детей с понятием род, родословное древо;
- побуждение к стремлению изучать историю свое семьи, родословной.
Развивающие:
- развитие умения анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношение к семейным ценностям.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска. Индивидуальная схема родословного дерева, для самостоятельной работы. Фотографии семьи, которые размещены по классу. Плакат с нарисованным деревом. Карточки с надписями дедушка, бабушка, папа, мама, и т. д. Шарики на подставке с надписями для рефлексии. Воздушные шары.
Этап занятия Деятельность учителя
Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент.
Психологический настрой на работу.
Проверяет готовность учащихся к занятию, организует внимание учащихся. Создает эмоциональный настрой к учебно - познавательной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок по внеурочной деятельности, в классе присутствуют гости, я надеюсь, что вы себя покажите только с хорошей стороны. Посмотрите на свои парты и проверьте глазами всё ли у вас готово к уроку: ручка, листочки для дополнительной записи.
- А сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь!
На столе стоят разноцветные шарики. Выберите шарик, который соответствует вашему настроению, и поставьте его себе на парту. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Выбирают шарик и ставят себе на стол. Личностные:
мотивационная готовность к учебной деятельности.
Регулятивные:
настраивание на успешную деятельность.
Коммуникативные:
формирование умение слушать и слышать.
Определение темы занятия.
Постановка цели.
Нацеливает учащихся на определение темы занятия.
-Ребята, оглянитесь вокруг.
Обратите внимание на фотографии.
-Что изображено на них?
-Что их объединяет? (Семья)
А как вы догадались?
- О чем будем говорить на уроке?
- Поставьте себе цель на это занятие.
Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы, высказывая своё мнение.
Принимают активное участие в процессе совместного формулирования темы и целей занятия.
Личностные:
проявлять познавательный интерес к изучаемому материалу.
Регулятивные:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы.
Актуализация знаний.
Организует учебное взаимодействие учеников в парах.
- Ребята, что обозначает слово «семья»? Кого мы можем назвать семьёй?
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе.
Перечислите друг другу членов вашей семьи.
Проводит игру.
- А сейчас, чтобы больше узнать о ваших родственниках, поиграем в игру «Встаньте те, кто…»
- У кого есть старший брат?
- У кого есть младшая сестра?
- У кого бабушка и дедушка живут в городе?
- У кого бабушка и дедушка живут в деревне?
- У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами?
- У кого есть двоюродный брат?
- У кого есть двоюродная сестра?
- Вот я и узнала про вас немного больше. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников. Работают в паре, перечисляют друг другу членов своей семьи.
Принимают участие в игре.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы.
Регулятивные:
следовать режиму организации учебной деятельности.
Изучение нового материала.
Организует устный коллективный анализ учебной задачи.
-Ребята, знаете ли вы историю своего Рода?
А историю своей семьи?
Как вы думаете, зачем людям и вам в частности знать историю своей семьи и своего рода? (Сохранить память о предках, лучше узнать историю своего рода)
-Ведь мы не появляемся из космической пыли. У каждого из нас есть родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и еще пра-пра-пра. Вы являетесь наследниками и продолжателями своего Рода.
В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами.
Вам интересно, кем были ваши предки? Чем они занимались? Какая внешность у них была? Какими талантами они обладали?
Изучить историю своего рода и семьи вам поможет родословное или семейное древо.
Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем он крепнет и превращается в дерево, на котором вырастают листья. (Видео на слайде)
На доске прикрепляется дерево.
Посмотрите, какое выросло могучее дерево. За счет чего оно держится? (За счет корней)
У каждого человека, как и у дерева, есть свои корни, - это его предки – люди которые дали нам жизнь.
С кем из членов семьи вы можете сравнить корни дерева? Почему? (Бабушка, дедушка)
У меня есть карточки со словами бабушка, дедушка. Прикрепите их на дерево.
Кто ещё есть в семье? (Папа, мама)
На какое место дерева поместим карточки?
Прикрепите карточки на дерево.
Куда вы поместите себя? Почему?
- Почему несколько ярусов появились на дереве?
У нас получилось не простое дерево, а дерево-семья. Иначе его можно назвать Семейное, родословное или генеалогическое.
Скажите это древо уже закончено или можно что-то добавить?
Имея перед собой семейное древо, что можно узнать? (кто кому кем приходится, кем были, чем занимались, какие были таланты, на кого вы похожи)
Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение, аргументируют его.
Слушают вопрос учителя и высказывают свои мнения.
Личностные:
принимать и уважать семейные ценности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Познавательные:
-умение работать с информацией;
-умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
задавать вопросы, отвечать на вопросы.
Физкультминутка.
Проводит физкультминутку.
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
Мы - счастливая семья. Выполняют движения, запоминают стихотворение.
Регулятивные: управлять своей деятельностью.
Самостоятельная работа
А вы хотели бы составить похожее своё родословное дерево?
У вас на столах находится схема родословного дерева. Заполните её.
Внимательно рассмотрите дерево и определите, где будет находиться ваше имя. Не забудьте написать имена ваших родственников.
(Ребята работают, включается песня С. Пьехи «Семейный альбом»)
Организует самостоятельную работу.
Ребята, всем ли удалось полностью заполнить схему?
Для того, чтобы полностью заполнить родословное древо вам необходимо посоветоваться с родителями. Вы сегодня стали летописцем истории своего рода. Чтобы продолжить работу, начатую в школе, просмотри дома старые фотографии, возьми подробное интервью у мамы и папы, кого-нибудь из старшего поколения вашей семьи. Возможно, ты раскроешь какую-то тайну рода, узнаешь много забавных историй, найдешь новых родственников и в итоге составишь генеалогическое древо своей семьи. Надеюсь, что оно будет ветвистым, с крепкими корнями. Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно выполняют работу в тетради.
Познавательные:
-умение работать с информацией;
-умение устанавливать причинно-следственные связи.
Итог урока.
Рефлексия. Организует психологическую разгрузку и снятия напряжения, подводит учащихся к выводу о проделанной работе.
- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
- Какой была тема занятия?
- Какие цели вы ставили?
- Удалось ли достичь этих целей?
- Возникали у вас затруднения?
Использует рефлексивный прием
Вспомните. Вначале занятия вы определили своё настроение.
Сейчас оно у вас изменилось? Возьмите новый шарик или поменяйте, который соответствует вашему настроению в конце занятия.
Благодарит за занятие, прощается с детьми.
А чтобы у вас остались добрые воспоминания, я дарю вам эти воздушные шары с надписью «Я хочу узнать историю своего рода и семьи»
Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют совместно с учителем занятие.
Оценивают свою работу на занятии.
Регулятивные:
оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.