Белова Галина Владимировна
Технологическая карта занятия «Школа Знайки» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта НОД по обучению грамоте (6-7 лет)
Дата: 15.02.2023 г.
Учитель-логопед Белова Г. В.
Тема: «Школа Знайки»
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж, побуждать детей к интеллектуальной деятельности, желание играть, формировать умения решать поставленные задачи.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
• Различение звуков [ш] - [ж] в слогах, словах.
• Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.
Публикация «Технологическая карта занятия „Школа Знайки“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
• Совершенствование навыка звукового анализа.
Развивающие:
• Развитие фонематических процессов, зрительного внимания и восприятия, мышления и тонкой моторики.
• Учить координировать речь с движениями.
Воспитательные:
• Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Планируемый результат: дети различают звуки [ш] - [ж] в словах. Умеют производить звуковой анализ слов из трех- четырех звуков, подбирают звуковые схемы к данным словам, производят слоговой анализ слов.
Предварительная работа: упражнение в подборе слов на заданный звук, игровые упражнения для совершенствования навыков звукового анализа, разучивание подвижной игры «Качели».
Материалы и оборудования: лукошко с мячиками, карточки – шифровки с буквами, карточки со слогами, предметные картинки, мяч, «Мой букварь» по числу детей, ведерки, контейнер с камушками.
№ Этап занятия
Структурные компоненты деятельности Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Ожидаемые результаты
1 Вводная часть
Организационный момент - Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Вдохнем через нос в себя свежесть, доброту и красоту, а выдохнем через рот все обиды и огорчения (вдох - выдох).
Упражнение «Круг дружбы»
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Дети встают в круг, выполняют упражнение «Улыбнись» Положительный настрой детей на предстоящую деятельность
Мотивационно - целевой этап:
Проблемно -игровая ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия Логопед : - Сегодня нам на электронную почту пришло письмо от Знайки. "Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро пойдете в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; за каждое выполненное задание, вы будете получать букву, сложив все буквы, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию?
Тогда вперед! Предлагаю рассмотреть карту и определить местонахождение первого испытания (дети рассматривают карту и определяют начало пути, обозначенное цифрой 1).
Дети проявляют интерес, включаются в деятельность.
Дети рассматривают карту и определяют начало пути.
Дети заинтересованы.
2. Практический этап:
актуализация знаний
1. Игра «Шифровки»
На первом пункте дети находят конверт с карточками шифровками.
- Ребята, перед вами карточки – шифровки с буквами и кружками синего цвета и на доске прикреплены картинки (жук, жаба, лужа, жбан). Вам нужно внимательно посмотреть на свою карточку и попробовать отгадать, какое слово-название картинки на ней зашифровано. Если догадались, подходите к доске и выбираете соответствующую картинку.
- Молодцы! Справились с заданием. За выполнение этого задания, вы получается свой первый ключ к сюрпризу – буква Ш.
у
Ребенок: - В слове жук всего три звука, в начале и конце твердые согласные, а в середине – гласный звук [у].
Аналогичные объяснения дают все остальные дети.
Дети находят в группе цифру 1 и выполняют задание по совершенствованию навыков звуко-буквенного анализа слов.
2. Упражнение c мячом «Подбери пару»
На втором пункте Знайка предлагает нам повторить звуки и буквы, которые мы уже прошли, и предлагает следующее задание. Я буду кидать вам по очереди мяч и произносить слог или слово со звуком [ш], а вы будете менять в этом слоге или слове звук [ж] и возвращать мяч обратно: (ша, ши, ше, шо, шу, Саша, шар, шить).
- Великолепно! Справились со вторым заданием, возьмите еще одну букву – М
Дети ловят мяч и произносят слоги и слова со звуком [ж] : жа, жи, же, жо, жу, сажа, жар, жить. Дети дифференцируют звуки [ш] - [ж] в слогах, словах
3. Игра «Составь слова»
Третье задание от Знайки такое : на столе разложены карточки со слогами (жа, жу, ба, ки, но, ко, жи, жа, вам нужно из данных слогов составить слова.
- За выполнение задания получите еще одну букву –А.
Дети составили слова: жаба, жуки, ножи, кожа. Совершенствуется навык слогового анализа и синтеза слов, а также навык чтения.
4. Игра «Поможем Жене и Шуре»
В следующем задании Знайка хочет, чтобы вы помогли мальчикам Шуре и Жене разобрать предметы, изображенных на картинках (ножницы, ножовка, лыжи, флажок, шнурки, шапка, машинка, чашка). Жене отдаем предметы со звуком [ж] в названиях, а Шуре – со звуком [ш].
- Молодцы! Держите букву – Н.
Дети расставляют картинки рядом с изображениями мальчиков и комментируют выполнение задания. Дети дифференцируют звуки [ш] - [ж] в словах.
5. Подвижная игра «Качели»
Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение.
На качели, на качели, Дети встают в пары.
На качели зайки сели. Ритмично по очереди
На качели зайки сели, приседают и встают,
Выше облака взлетели, как бы взлетая вверх и
опускаясь вниз
Выше дома, выше крыши, Расцепляют руки,
Выше, выше, выше, выше! Поднимают их над головой,
Раз, два. Раз, два. Продолжая приседать
Закружилась голова. и вставать
Так качались, так летали! Кружатся на месте. Руки
Так устали! И упали. в стороны. Приседают и
Расслабляются или
падают на ковер. Выполняют движения под речевое сопровождение. Может контролировать свои движения и управлять ими, адекватно проявляя свои чувства.
6. Работа по книге «Мой букварь»
Следующее задание: мы с вами учились различать звуки и буквы Ж и Ш, а теперь будем различать звуки и буквы Ж и З. Прочитайте пары слогов и слов.
- А теперь все вместе прочитаем предложение под картинкой.
Молодцы! Держите букву – И.
Дети читают по очереди слоги и слова: за- жа, зы- жи, коза- кожа, вози- вожжи.
Вот вожжи. Развитие фонематических представлений, навыка чтения.
7. Игра – соревнование «У кого больше камушков»
И последнее задание. Я разделю вас на две команды и дам каждой команде ведерко, члены команд будут по очереди подбирать слова, команда мальчиков – со звуком [ж], а команда девочек – со звуком [ш], и получать за каждое слово по камушку. Победит та команда, у которой камушков больше.
Вы заработали последнюю букву – А.
Дети подбирают слова на заданные звуки, подводят итоги и аплодируют победителям. Формируется навык подбора слов на заданный звук, дифференцируем звуки [ш] - [ж]
3. Рефлексивно-оценочный этап Логопед: - Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, теперь «соберём» буквы в слово и узнаем, где находится клад?
-Ребята, здесь машина и записка «Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В машине вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Знайка»
-Ребята, прежде чем мы посмотрим подарок от Знайки, давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии.
Дети собирают слово – МАШИНА.
Воспитанники делятся своими впечатлениями. Рассказывают, что понравилось на занятии, что было трудным.
Могут использовать речь для выражения мыслей, чувств; обладает положительным настроем на обучение грамоте.