Татьяна Коробицына
Технологическая карта занятия по развитию речи «Золотая осень» с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: усвоение лексико-грамматического материала по лексической теме «Осень».
Задачи занятия:
Образовательные: учить детей подбирать признаки к слову «осень»; продолжать обучать преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа в существительные множественного числа, согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, подбирать слова – антонимы.
Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию детей к общению, как с педагогом, так и со сверстниками, контроль над собственной речью; умение работать в коллективе.
Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи „Золотая осень“ с детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: формировать умение составлять небольшие предложения; навыки связной речи; продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и мышление.
Словарная работа: уточнить и пополнить словарный запас детей по теме «Осень»;
Планируемые результаты занятия: дети научатся согласовать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, преобразовывать существительные, анализировать свою деятельность; умение составлять небольшие предложения по теме «Осень»; подбирать слова – антонимы; умение работать в коллективе.
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций, картин об осени. Повторение стихов, загадок по теме.
Дидактическая игра «С чьей ветки – детки?», «Один - много», «Найди с какого дерева листочек».
Материалы и оборудование: аудиозапись звуков осени, игрушка птичка-синичка.
1. Организационно-мотивационный этап.
2-3мин. Вызвать у детей положительный, эмоциональный настрой.
Приветствует детей. Словесный.
Приветствие «Здравствуй»
(см. внизу карты)
Дети приветствуют друг друга, проговаривают слова с движениями. Положительная мотивация детей к общению друг с другом и педагогом.
2.Основной этап Этап постановки проблемы
2 -3мин. Актуализировать проблемную ситуацию
Сюрпризный момент: за окном на ветке дерева сидит грустная птичка-синичка.
(картинка на слайде)
Педагог обращает внимание детей на птичку-синичку. Подводит детей к тому, что она грустит из-за потери друзей - птиц.
Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы.
(холодно ей, скучно одной, птицы улетели в теплые края и т. д.)
Физминутка - снять напряжение,уметь соотносить слова с движениями.
Совместно с детьми выполняет движения.
Упражнение «Ветер с листьями играет». Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы.
(холодно ей, скучно одной, птицы улетели в теплые края и т. д.)
Дети произносят текст и выполняют движения.
2.1Этап ознакомления с материалом
4-5 мин. Уточнить и пополнить словарный запас детей по теме. Загадки об осени, затем предлагает «отправиться» на прогулку в осенний парк, чтобы помочь птичке-синичке узнать, куда же пропали ее друзья. Словесный, наглядный.
Загадывание загадок об осени.
Прослушивание аудио записей звуков осени, крики перелетных птиц. «Путешествие» в парк. Дети отгадывают загадки, и «отправляются» на прогулку в парк.
(картинка на слайде) Дети проявят интерес к птичке-синичке и выразят желание помочь ей.
2.2 Этап практического решения проблемы 14 мин.
- Преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа в существительные множественного числа.
Педагог перечисляет признаки предметов и явлений, например: голубое, ясное, чистое, безоблачное … (небо)
Упражнение «Узнай по описанию»
Дети находят подходящий предмет или явление (подбирают картинки).
- Формировать грамматический строй речи, лексическую систему слов;
закрепить умения согласовывать слова;
Игра «Один – много»
(с мячом)
Один из ребят ловит мяч и называет слово во множественном.
- Согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
Педагог называет существительные по теме «Осень» (например: осень какая)
(игра с солнышком)
Упражнение «Подбери признак»
Дети подбирают к существительному слова – признаки (выкладывают лучики)
- Формировать грамматический строй речи,
Педагог говорит предложение - осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- летом под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
Игра «Найди ошибки»
Дети слушают педагога, если предложение не верно, переделывают.
- Расширение словаря антонимов.
Педагог предлагает поиграть парами (например: высокий – низкий, тонкий – толстый)
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Дети самостоятельно подбирают слова и антонимы к ним.
- Формировать умение видеть красоту осени, двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; развивать ориентацию в пространстве.
Творческая игра «Собери букет»
Дети под музыку собирают осенние листья, в букет (под музыку)
Заключительный этап 2-3 мин.
Педагог уточняет у детей, что птичке-синичке грустно от того, что ее друзья скворцы и ласточки улетели в тёплые края, потому что они перелётные птицы.
Холода их так пугают, что птицы в теплые края улетают.
Беседа с детьми
- Ребята, вам понравилось сегодня «прогулка» в парк?
- Какая игра вам понравилась больше?
- Какое задание было сложным?
Вы сегодня были молодцы!
Дети «возвращаются» в детский сад. Анализируют свою деятельность
Приложение
1. Приветствие: ««Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое! (поднимаем вверх правую руку)
Здравствуй, небо голубое! (поднимаем вверх левую руку)
Здравствуй, вольный ветерок! (плавно качаем руками вправо, влево)
Здравствуй, маленький дубок! (похлопывая друг друга по плечу)
Здравствуй матушка Земля (поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)
Здравствуйте мои друзья (вытягиваем руки вперед)
2. Загадки про осень
• Желтой краской крашу я Поле, лес, долины. И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня! (Осень)
• Льется он косой стеной. И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной, А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит, Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)
• Красные, желтые листья. По ветру вьются, летят.
В городе ясно и чисто, В наших краях. (листопад).
3. Игра «Узнай по описанию»
• голубое, ясное, чистое, безоблачное … (небо)
• ласковое, весеннее, яркое … (солнце)
• белое, пушистое, легкое … (облако)
4. Игра «Один-много»
Педагог называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч. Ребёнок должен бросить мяч взрослому, назвав при этом существительное во множественном числе.
Например: Облако – облака, дождь — дожди, птица — птицы,
огород — огороды, зонт — зонты, лес — леса и др.
5. Физминутка -
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим. (присели)
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели (кружимся)
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели (кружимся)
И на землю снова сели. (Присели.)
6. Игра «Подбери признак»
Осень (какая) - … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т. д.)
Листья (какие) – желтые, красные, разноцветные, сухие…
Синичка (какая) – желтая, маленькая, красивая, зимующая.
7. Игра «Найди ошибки»
- осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- летом под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
- осенью набухают почки, распускаются на деревьях листья.
- весной люди собирают урожай овощей, фруктов.
8. Игра «Скажи наоборот»
Высокий …низкий
Толстый…тонкий
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
красивый - некрасивый/уродливый
больной - здоровый
веселый - печальный