Анна Апуник
Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Царство земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Царство Земли»
Цель: расширение знаний детей о почве, её свойствах и составе.
ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
• «Социально – коммуникативное развитие» : воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах; воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
• «Познавательное развитие» : познакомить с процессом образования почвы; дать представление о почве и ее составе; показать значение почвы для растений и живых организмов; развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы, развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
Публикация «Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Царство земли“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• «Речевое развитие» : обогащать словарный запас по теме занятия; развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.
• «Художественно – эстетическое развитие» : развивать зрительное восприятие.
• «Физическое развитие» : способствовать овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, игровая.
МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ: словесные, игровые, наглядные, практические.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ : исследовательская.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа, лаборатория, опыт, плодородная, перегной, минеральные соли.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ : Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, подносы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: дети могут делать выводы о свойствах и составе почвы исходя из опытов.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд
Каждый здесь другому рад.
- Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.
- Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом – почва)
- Правильно, тема нашего разговора – почва.
- Как вы думаете, что же такое почва?
- Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений.
- Как же образовалась почва?
- Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.
- Что же такое перегной?
- На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.
- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию к учёным и изучить состав и свойства почвы.
«Здравствуйте ребята, Меня зовут Пётр Иванович. Я очень рад видеть вас в моей научной лаборатории. И готов вам рассказать и показать все о почве».
- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места.
- Прежде чем начать работу в лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2. Нельзя ничего брать без разрешения.
3. Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4. Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт №1.
- Какого цвета почва?
Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных)
Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.
Опыт № 2
Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?
Вывод: в состав почвы входит воздух.
Опыт № 3
Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы заметили? На дно стакана осел слой песка, поверх него слой темного цвета – это перегной.
Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной.
Опыт № 4 проводит педагог.
С помощью пипетки возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли.
Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Опыт № 5 проводит педагог.
Положу ложечку почвы на блюдце, накрою почву стеклянным стаканом. затем нагрею ее над пламенем свечи. Что вы наблюдаете? Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Откуда взялись капельки воды?
Вывод: в почве присутствует вода. При нагревании вода испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды.
Физкультминутка
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.
Опыт № 6
Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (вода больше не впитывается).
- Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось свободного места, весь воздух вытеснен водой)
Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.
Опыт № 7
Насыпьте в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями на дне сухой почвы. Поставьте его в тарелку с водой. Что вы заметили? (Земля в стаканчике стала мокрой).
Вывод: вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу-вверх.
- Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений?
Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
- Что же получают растения из почвы?
Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.
- Вот и подошла к концу наша работа.
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
- С кем мы там познакомились?
- Что мы делали?
- Понравилось вам работать в лаборатории?
- Какие мы проводили опыты?
- Какой опыт больше всего понравился?
- Проведение какого опыта вызвало затруднения?
- Что нового вы узнали из опытов?
Воспитатель предлагает выбрать солнышко: веселое – у кого все получилось, без улыбки – у кого получилось, но было трудно и со слезами – не получилось