Алина Сейбаккасова
Технологическая карта занятия по формированию звуковой культуры речи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Волшебники и профессора развивают звуковую культуру речи»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: совершенствование звуковой культуры речи и закрепление правильного звукопроизношения
Задачи:
• образовательные: совершенствовать интонационную выразительность речи; закреплять умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: [ш] и [ж]; закреплять умение определять место звуков [ш] и [ж] в слове;
Публикация «Технологическая карта занятия по формированию звуковой культуры речи» размещена в разделах
• развивающие: развивать внимание, мышление, память;
• воспитательные: воспитывать умение работать в команде, радоваться за соперников; воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, умение слушать.
Словарная работа:
• активизация словаря: малые фольклорные жанры, закличка,загадка, звук
• обогащение словаря: чистоговорка
Форма организации: фронтальная
Способы (методы и приемы): закличка, артикуляционная гимнастика, игровой прием, демонстрация слайдов, беседа, вопросы, дидактические упражнения, загадки, рефлексия, положительная оценка деятельности детей
Подготовительная работа: подготовка презентации, дидактические игры на развитие интонационной выразительности речи
Материалы и оборудование (средства): презентация, счетные палочки
Планируемый результат занятия: у детей более сформирована звуковая культура речи
Организационно-мотивационный этап
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.
Ребята, смотрим на меня, я проговариваю стих и показываю движения ртом, а вы повторяете!
Жил-был во рту веселый язычок,
С ним познакомлю тебя я дружок.
Каждое утро язык просыпался,
Весело всем, широко улыбался.
Окна открыв, он проветривал дом,
Сладкие трубочки ел за столом.
Очень любил язычок печь блины.
Мог он еще стать острее иглы
С горки пошел язычок покататься
Любит наш язычок развлекаться!
Этап постановки проблемы
Ребята, обратите внимание на экран.
Кто это?
Верно, это волшебник и профессор. Я вижу, они хотят нам что-то сказать. Послушаем?
Включаю аудиосообщение. «Здравствуйте, ребята, я профессор Эвдаклар, а я волшебник Норитиус. Однажды, нам пришла в голову замечательная мысль! А что, если устроить мини-соревнование по речевой грамоте в вашей группе. Хотите, ребята?
Мне бы очень хотелось узнать, насколько вы грамотны и умеете хорошо разговаривать, ведь вам совсем скоро в школу! Предлагаю вам взять карточки на столе перед нами, на которых изображены либо я профессор Эвдаклар, либо я волшебник Норитиус. Карточки определят в чей же команде вы будете. Взяли карточки?
Теперь мы хотим, чтобы вы объединились в команды и начали это веселое и очень умное соревнование. Желаем вам успехов! Встретимся в конце занятия! Удачи!»
Ребята, команда профессоров садимся на эти столы, команда волшебников – за эти.
Перед тем как начать, давайте подумаем.
Зачем нужно вообще быть грамотным и уметь хорошо разговаривать?
Я с вами согласна. Перед тем как начать я предлагаю выполнить умственную разминку.
Этап восприятия материала
Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – фишка. Отвечаем по поднятой руке.
С какой интонацией может говорить человек?
Молодцы!
Какие вы знаете шипящие звуки? Назовите их. Верно!
Где может стоять звук в слове? Верно!
А кто знает, что такое малые фольклорные жанры?
Вы меня порадовали своими ответами, молодцы! Будьте внимательнее на занятии, в конце занятия я спрошу, какие элементы малых фольклорных жанров нам встретились на занятии.
А теперь немного разомнемся
В лес пришел волшебник злой,
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как заданья выполнять.
Наконец они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья, - плясать,
Нам не надо унывать.
Здорово! Готовы начать выполнять задания?
Тогда нужно вспомнить правила. Говорим вместе со мной.
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достояно
Стол это не кровать
И на нем нельзя лежать
Хочешь ответить – не шуми,
Только руку подними!
Ну чтож, начнем
Этап практического решения
Ребята, так как сегодня у нас мини соревнование от волшебника и профессора, за каждый правильный ответ команда будем получать фишки! У кого больше – та команда и выиграла. Всем все понятно?
Первое задание для всех – разминка. Я по очереди буду обращаться к вам, и попрошу вас сказать предложение, но не просто так, а с выразительной интонацией! Например, «Сегодня будет праздник!» Все поняли?
Миша, скажи с грустной интонацией «Сегодня на улице дождь, мы не пойдем гулять»
Лера, скажи с веселой интонацией то же самое.
Саша, скажи с удивленной интонацией то же самое.
Вика, скажи со злой интонацией то же самое.
Степа, скажи с радостной интонацией «Папа сегодня купит мне конфеты»
Маша, скажи с хитрой интонацией то же самое
Даша, скажи с грустной интонацией то же самое
Андрей, скажи с равнодушной интонацией то же самое
Костя, скажи со злой интонацией то же самое
Алина, скажи интонацией страха «Кажется, я объелся»
Вера, скажи с интонацией восторга то же самое
Миша, скажи с гордой интонацией то же самое
Максим, скажи с веселой интонацией то же самое.
Молодцы! Вот мы с вами и размялись! Переходим к заданиям?
Ребята, задание называется «Расколдуй слово». Я говорю вам слово, затем заколдованное второе слово. Вы должны ответить, что же стало со словом, как оно поменялось. Задание для всех команд, спрашиваю тех, кто первый поднял руку. Если ответ неверный – право ответить переходит другой команде. Все понятно?
Сначала отгадайте загадки, и поймете о каких звуках будет задание! За правильный ответ на загадку – одна фишка.
Этот звук так шалит
Так шуршит и так шумит!
Ну до чего же он хорош!
Это звук – звук …
Этот звук широк –
И на жука похож.
И при этом тот же жук
Издает жучащий звук…
Какой звук издает жук?
Верно.
Поехали!
Шить – жить
Что произошло со словом?
Верно, звук Ш, сменился на звук Ж.
Жалить – шалить. Что произошло со словом?
Верно, звук Ж, сменился на звук Ш.
Жутко – шутка.
Что произошло со словом?
Верно, звук Ж, сменился на звук Ш.
Шил – жил.
Что произошло со словом?
Верно, звук Ш, сменился на звук Ж.
Молодцы!
Следующее задание называется «Посчитай звуки»
Я вам буду читать чистоговорки. А вы, с помощью счётных палочек посчитайте, сколько раз вы услышите звук [ш] или [ж].
Кстати, а кто знает, что такое чистоговорка?
Верно, давайте начнем со звука [ш].
На опушке две букашки
Поиграть решили в шашки.
Крошечные шашечки
Тащат две букашечки.
Команда профессоры сколько у вас палочек? Команда волшебники, сколько у вас?
Молодцы!
Следующая чистоговорка.
Хороши у бабушки
Пышки и оладушки.
Команда профессоры сколько у вас палочек? Команда волшебники, сколько у вас?
Молодцы!
Следующая чистоговорка.
В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.
Команда профессоры сколько у вас палочек? Команда волшебники, сколько у вас?
Молодцы!
Следующие чистоговорки будут на звук [ж]. Слушаем внимательно и выкладываем палочки.
Лежит ежик у елки,
У ежа иголки.
Команда профессоры сколько у вас палочек? Команда волшебники, сколько у вас?
Молодцы!
Следующая чистоговорка.
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Команда профессоры сколько у вас палочек? Команда волшебники, сколько у вас?
Молодцы!
Следующая чистоговорка.
Уежа - ежата,
У ужа - ужата,
А у медведя - медвежата.
Команда профессоры сколько у вас палочек? Команда волшебники, сколько у вас?
Молодцы!
Как здорово вы справились!
Готовы выполнять следующее, последнее задание?
Тогда слушайте. Оно называется «Определи место звука». Сейчас я буду загадывать загадки. А вы определив ответ, называете на каком месте стоит звук [ш] или [ж].
Где может стоять звук в слове?
Верно. С какого звука начнем?
Хорошо, начнем со звука [ш]. Напоминаю, как только вы посоветовались с командой, поднимаем руку, если ответ правильный – фишка ваша, если нет. Право ответить переходит другой команде.
Форма новая у Оли
Ей пора учиться в … (Школе)
Где стоит звук? Верно, получайте фишку.
Жарким летом на опушке
Куковали две… (Кукушки)
Где стоит звук? Верно, получайте фишку.
Наливаю квас в графин
Молоко налью в … (Кувшин)
Где стоит звук? Верно, получайте фишку.
Хорошо лежать старушке
На перине и … (Подушке)
Теперь загадки со звуком Ж.
Очень твёрдые коржи
Дайте острые (Ножи)
Где стоит звук? Верно, получайте фишку.
Молоко лакает кошка
Не нужна ей даже (Ложка)
Где стоит звук? Верно, получайте фишку.
На дубу, среди ветвей,
Видно много (Желудей)
Где стоит звук? Верно, получайте фишку.
Молодцы! Я думаю пора подводить итоги нашего соревнования!
Заключительный этап
Команда Профессоров посчитайте сколько у вас фишек?
Здорово, теперь команда Волшебников, сколько у вас?
Как интересно получилось, победила дружба!
Послушаем что нам скажут волшебник Эвдаклар и профессор Норитиус?»
Включаю аудио сообщение.
«Еще раз здравствуйте ребята. Хотим сказать, что вы больше молодцы и справились со всеми заданиями. Но нам хотелось бы узнать.
Какое задание вам больше всего понравилось?
В каком задании возникли трудности?
Ну ничего, мы еще с вами поработаем над этим и в школу вы пойдете самыми умными! Спасибо вам за увлекательное соревнование. До скорых встреч»
Вот и попрощались с нами волшебник и профессор. Послушайте поговорку.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Как вы ее поняли?
А с какими элементами малых фольклорных жанров вы встретились сегодня?
Занятие с ними интереснее?
Всем спасибо, молодцы