Юлия Зыкова
Технологическая карта урока технологии в начальной школе «Аппликации «Овечка на лугу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока Аппликации «Овечка на лугу»
Цель Создать условия для развития конструкторских способностей, познавательных интересов, практических умений через изготовление аппликации «Овечка на лугу».
Задачи
Образовательные:
1) систематизировать знания детей о бумаге, о видах бумаги и её производстве; расширить знания детей о видах аппликаций;
2) закрепить навыки анализа конструкции изделия; планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану;
Публикация «Технологическая карта урока технологии в начальной школе „Аппликации „Овечка на лугу“» размещена в разделах
- Аппликация для детей школьного возраста
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Барашек, баран, овца, овечка
- Барашек, овечка. Аппликации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Поделки. Мастерим с детьми
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3) совершенствовать навыки выполнения технологической операции - резания тонкой бумаги по прямым линиям; учить приемам скручивания спирали из полосок бумаги на карандаш; наклеивания спиральных полосок на фон при выполнении рельефной аппликации.
Развивающие:
1) Способствовать развитию: памяти, мышления (образного, пространственного, композиционного, технологического, художественного, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии.
Воспитательные:
1) Прививать интерес к ручному творчеству.
2) Способствовать воспитанию общей культуры труда: соблюдения правил безопасной работы с инструментами и правил санитарной гигиены; технологической культуры (грамотного выполнения последовательности поделки, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.
Планируемые результаты Предметные:
-уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Формируемые УУД:
Личностные:
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений.
Регулятивные:
- уметь самостоятельно определять и формулировать цель после предварительного обсуждения;
- научиться высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения задач;
- научитесь готовить рабочее место, объясните выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задачи;
- научиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- выполнять практическую работу по плану;
- проверить правильность выполнения технологических операций, в диалоге с преподавателем научиться разрабатывать критерии оценки;
-учиться вместе с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке и определять степень успешности своей работы и работы каждого;
- научиться быстро и организованно убирать рабочее место.
Познавательные:
-искать и отбирать источники информации, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
-вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других;
-уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого.
Основные понятия Аппликация, виды бумаги, макулатура.
Межпредметные связи Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение.
Оборудование
Оборудование учителя: образец аппликации «Овечка на лугу», образцы аналогичных работ; слайдовая презентация: иллюстрационный материал к вводной беседе, план практической работы, термины, правила безопасности.
Оборудование обучающихся:
Материалы: рабочая тетрадь, цветная бумага, клей ПВА.
Инструменты: ножницы, простой карандаш.
Приспособления: клеенка, салфетки для удаления клея, коробочка для мусора.
Литература, интернет-ресурсы Интернет – ресурсы: сайт-Страна Мастеров.
1.
Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность
учителя
Задания для учащихся Деятельность
учеников Планируемые результаты
Время
Предметные УУД
I. Организация класса на работу
Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
С уважением. 1 слайд - приветствие.
- Эй, ребята, сегодня я дам вам урок техники. Сегодня мы будем заниматься интересными делами, вы узнаете новую информацию и закрепите свои знания.
- Скажи, ты готов работать? (Да.)
- Ну что ж, приступим. Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений; 1 мин
II. Формулирование темы урока, постановка цели 2 мин.
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
Сегодня мы с вами будем выполнять аппликацию, но не простую, а объемную (рельефную).
-А тему аппликации вы узнаете из стихотворения.
Прочтение стихотворения
-Ребята, а сейчас я прочитаю для вас одно замечательное стихотворение, а вы мне скажите, о чём оно.
Стихотворение.
Барашки, овечки -
На шубе колечки.
Повезло им в шубейке родиться,
Могут шерстью они поделиться.
Будем прясть из шерсти нитки,
Свяжем кофточки, платки,
Шапки, шарфики, штанишки,
Платья, варежки, носки.
Ткань соткем - пошьем костюмы,
Деловые пиджаки.
А овечки и барашки
По лугам идут-бредут,
Поедят зеленой травки,
Снова шерстью обрастут.
-Ребята, так о чём это стихотворение? (Об овечках на лугу.)
-Скажите, как мы можем назвать нашу аппликацию? (Овечки на лугу).
2 слайд – изображение овечек.
-Правильно.
-Абсолютно верно, сегодня мы с вами будем делать объёмную аппликацию, но эта аппликация не простая, в ней есть особенности, о которых вы скоро узнаете.
С помощью учителя формулируют тему и цель урока
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя;.
III. Вводная беседа 3-5 мин.
Систематизировать знания детей о бумаге, о видах бумаги и её производстве; расширить знания детей о видах аппликаций и использовании их в прикладном творчестве способствовать развитию художественно – образного, мышления; долговременной памяти; устной речи; пространственного воображения. Способств - вать воспитанию: интереса к культуре и традициям своего и других народов -Из какого материала мы будем выполнять аппликацию? (Из бумаги).
Аппликация — один из древнейших декоративно-прикладных приемов изображения, соединяющий отдельные детали с фоном. Сегодня аппликациям уделяется серьезное внимание как ремесленников, так и художников-прикладников.
Для деталей аппликации используются различные плоские и полуобъемные материалы: сухие листья, семена растений, солома, береста, перья, камешки, бумага, ткань, кожа, веревки и др. Для фона выбирают твердые или мягкие материалы: бумагу, картон, фанеру, кожу и т. д. при этом фон и детали приложения должны быть подобраны в красивом сочетании. Детали можно соединить с фоном двумя способами: приклеить или пришить.
Приложение используется для украшения открыток, игрушек, предметов быта, одежды и интерьера.
Б) Ознакомление с выставкой работ, выполненных в технике аппликации.
Учащиеся рассматривают выставку изделий, выполненных в технике аппликации, и отвечают на следующие вопросы:
- Какие материалы использовались в данной работе для деталей и фона?
- Каким способом детали приклеены к фону?
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
Знать:
виды изучаемых материалов, их названия.
Познавательные УУД:
добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую.
IV. Подготовка к практической работе
4-5 мин.
Закрепить навыки анализа конструкции изделия; планирования работы. Анализ образца изделия.
-Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 35. 3 слайд – аппликация.
Давайте посмотрим на приложение, которое нам предлагают. Ребята, как можно назвать это приложение? («Овцы на лугу»)
-Что изображено на картинке? (На картинке изображена овца на лугу, солнце, березы, трава, цветы).
Из какого материала будем делать эти полоски? ( Из цветной бумаги: зеленая на березу, белая на овцу, желтая на солнышко).
-Скажите, а чем мы будем прикреплять полоски? (С помощью клея-карандаша.)
-Есть следы на дереве, овце и солнце, что они означают? (Клей должен быть нанесен на эти квадраты.)
-Хорошо, ребята, подскажите, где можно использовать это приложение? (Повесьте дома на стену, вставьте в рамку и положите на край тумбочки.)
А сейчас откройте рабочую тетрадь на странице 36.
-Именно эту картинку мы превратим в картину – аппликацию. Давайте рассмотрим её подробнее и составим план работы.
-Я этот план вывела на слайд.
4 слайд – план.
-Хорошо, ребята посмотрите на слайд, на нём вы видите план, по которому мы будем действовать на нашем уроке.
План.
1. Вырезание полосок.
2. Наматывание полосок на карандаш.
3. Наклеивание полосок на фон.
-Практическую работу будем выполнять по составленному плану.
-А сейчас отдохнём.
Физминутка:
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, знакомятся с планом действия при работе с аппликацией
выполняют
физминутку
Знать о конструкции однодеталь-ные и многодета-
льные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки.
Уметь: анализиро-вать, планиров - ать предстоя - щую практическую работу;
с помощью учителя решать доступные конструкторско техно-
логические задачи. Коммуникатив - ные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,
уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого.
Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий,
V. Организация рабочего места
3 мин.
Закрепить навыки организации рабочего места;
выявить знания о
правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены -А сейчас давайте проверим, всё ли оборудование у нас есть на рабочем месте.
Материалы: рабочая тетрадь, размеченные полоски из цветной бумаги, клей - карандаш.
Инструменты: ножницы, простой карандаш.
Приспособления: макулатурная бумага, салфетки для удаления клея, коробочка для мусора.
5 слайд.
-Посмотрите на следующий слайд. Там изображено всё, что нам потребуется для работы.
-У кого нет перечисленного оборудования поднимите руку.
-Молодцы, вы замечательно подготовились к уроку.
-А теперь давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами.
Повторим ТБ при работе с ножницами.
1. Ножницы клади кольцами к себе.
2. Подавай ножницы кольцами вперёд.
3. Не оставляй ножницы открытыми.
4. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.
-Верно, а что нельзя делать с клеем - карандашом?
Его нельзя облизывать, нужно пользоваться им аккуратно, т. к. можно запачкать одежду.
-Молодцы, знаете.
Вывод: Все эти правила необходимо соблюдать в практической работе.
Проверяют, всё ли есть на рабочем месте,вспоминают технику безопасности.
Уметь: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала (бумаги, картона и клея) и поддерживать порядок на нём во время работы. Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания.
VI. Практическая работа 25-30 мин.
Закрепить навыки выполнения работы по плану; совершенствовать навыки выполнения технологической операции - резания тонкой бумаги по прямым линиям; учить приемам скручивания спирали из полосок бумаги на карандаш; наклеивания спиральных полосок на фон при выполнении рельефной аппликации.
-А сейчас откройте страницу 36, там вы видите аппликацию, но без вьющихся полосок, именно на эту аппликацию мы с вами и будем наклеивать полоски.
6 слайд
Критерии оценивания:
1. Вырезание полосок.
2. Наматывание полосок на карандаш.
3. Наклеивание полосок на фон
1) Наматывание и наклеивание полоски на первое дерево.
-Для начала украсим первое дерево.
- Сколько полосок нам для этого понадобится? (7 полос.)
-Хорошо, давай возьмем полоску и обернем ее вокруг карандаша.
Воспитатель показывает, как его наматывать.
- У всех есть спираль? (Да.)
-А теперь мы приклеим эту спираль на первую отметку. Мажем эту метку клеем и приклеиваем нашу спираль.
- Очень хорошо, вы поняли принцип работы? (Да.)
-Затем начинаем сворачивать оставшиеся шесть полосок и приклеивать их к отметкам на дереве.
Воспитатель контролирует детей, чтобы они получили красивое дерево, кому-то помогает. 2)Наматывание и наклеивание полосок для второго дерева.
-Ребята, если кто-то выполнил первое дерево, то можно начать работать со вторым деревом.
-Сколько нам потребуется для этого дерева полосок? (10)
-Хорошо, начинаем наматывать полоски, и приклеивать их к меткам на втором дереве.
3)Наматывание и наклеивание полосок для солнца.
-Ребята, а теперь давайте поработаем с солнышком.
-Сколько маленьких полосок нам потребуется? (8 полосок.)
-Верно, начинаем наматывать полоски на карандаш, и приклеивать их к меткам на солнце.
4)Наматывание и наклеивание полосок для овечки.
-Хорошо, так что давайте возьмем белую полоску и начнем оборачивать ее вокруг карандаша, потом приклеивать к отметкам.
А полоски для елки какого цвета будем делать? (Зеленый.)
-Точно, посчитаем, сколько полосок нам нужно для первого дерева? (7 полос.)
-А сколько полосок нужно на второе дерево? (10 полос.)
- Хорошо, а чтобы сделать солнце, какого цвета мы будем использовать бумагу? (Желтого цвета.)
-А сколько полосок нам нужно для солнышка? (8 полос.)
Нам нужны длинные или короткие полоски? (Короткий.)
- Молодцы, какого цвета полоски баранины будем использовать? (Белый.)
Сколько полосок нам нужно? (6 полос.) Выполняют практическую работу самостоятельно и под руководством учителя,
осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту. Уметь: правильно работать ручными инструментами; аккуратно выполнять сборку деталей
(выполнять неподвижное соединение деталей с помощью клея).
реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций,
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки.
Познавательные УУД:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
VII. Подведение итога урока. Рефлексия. 3 мин.
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.
Организовать самооценку учебной деятельности Демонстрация работ детей:
Сколько белых полос нам нужно? (6 коротких полосок.)
- Ну вот и подошла к концу наша практическая работа.
- Ребята, а сейчас мы собираемся организовать выставку наших работ.
- Мы попросим первый ряд продемонстрировать и оценить их работу.
- Ну и ну, ребята, у всех вышли замечательные приложения.
- А теперь давайте попросим второй ряд продемонстрировать свою работу.
«И здесь ребята хорошо поработали.
- Теперь попросите третий ряд.
- Очень хорошо, все ребята справились с сегодняшней работой.
Рефлексия.
-Ребята, для работы я заранее подготовила полоски для склейки.
- Ребята, нам нужно разукрасить овечку.
- Ребята, а сейчас мы с помощью игры «Светофор» определим, какое у вас будет настроение после нашего занятия.
Если вы в хорошем настроении от нашей работы, то ваш цвет зеленый.
Если вам понравился урок, но возникли трудности, то ваш цвет желтый.
Ну а если вам не понравился наш урок, стало скучно и неинтересно, то ваш цвет красный.
«Светофор»
Дети сигналят карточками :
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
Демонстри - руют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
VIII. Уборка рабочих мест 2 мин.
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место. Занятие окончено.
-А теперь ребята каждый за собой уберет свое рабочее место
Уберите все ваши инструменты в ваши папки.
- Положите ножницы в пенал, а остальной материал на край парты, так чтобы рабочее поле было свободным.
- Молодцы. Всем спасибо за занятие. Все очень хорошо поработали. До свидания! Наводят порядок на рабочем столе Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место