Анна Александровна Калёнова
Технологическая карта урока по русскому языку «Буквосочетания [ча]-[ща], [жи]-[ши], [чу]-[щу]» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока: комбинированный урок.
Цель:
1. Развивать грамотную речь;
2. Развивать умение писать слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши;
2. Способствовать овладению умением соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях ча-ща, чу-щу, жи-ши;
3. Организовать условия для развития учебно-познавательной деятельности.
Планируемые образовательные результаты: учащиеся научаться писать слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ и правильно подбирать примеры слов с данными сочетаниями.
Публикация «Технологическая карта урока по русскому языку „Буквосочетания [ча]-[ща], [жи]-[ши], [чу]-[щу]“ в 1 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Универсальные учебные действия.
Регулятивные:
- Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- Находить правильные варианты учебной задачи (при поддержке учителя и класса).
- Выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
Познавательные:
- Проводить сравнение изученных фактов языка;
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;
- Осуществлять поиск необходимой информации;
- Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- Анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.
Личностные:
- Проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.
Коммуникативные:
- Договариваться, приходить к общему решению;
- Принимать участие в игровой групповой работе;
- Допускать существование различных точек зрения;
- Доказывать своё мнение.
Материал и оборудование: учебники В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной «Русский язык. 1 класс» и рабочие тетради на каждого ученика, компьютер, мультимедиа, экран, электронное приложение к учебнику, тема «Буквосочетания ЩА-ЧА. Словарная работа», тема «Буквосочетания ШИ-ЖИ. Упражнения», демонстрационные карточки для игры «И или Ы».
Ход урока.
I.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
- Ребята! Мы на уроках русского языка для себя открываете что-то новое, и данный урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о русском языке.
II.Актуализация знаний. Игра «И и Ы».
Педагог показывает карточку со словом, где пропущена буква. Ученики показывают педагогу карточки с буквой и или с буквой ы. (Использование обратной связи.)
Слова: «снеж…нка», «р…ба», «м…шка», «кувш…нка», «ш…шка», «лыж…», «пруж…на», «т…ква».
Работа по учебнику (упр. 7, стр. 118).
- Ребята, выполните задание к упражнению.
Работа по учебнику (упр. 9, стр. 119).
- Ребята, составьте скороговорки из сочетаний слов. (Вылки рыщут, пищу ищут. Щетина у чишки, чешуя у щучки.) Какие вы увидели орфограммы?
III. Целеполагание.
- Ребята, тема нашего урока сегодня «Буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ».
Учебная познавательная задача урока: почему в буквосочетаниях ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ написание гласных надо запомнить?
Мы сегодня на уроке будем учиться находить в словах сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ, подбирать примеры этих слов с данными буквосочетаниями.
IV. Работа по теме урока.
1. Организация осмысления и восприятия новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
Педагог читает стихотворение.
ШИ и ЖИ, ШИ и ЖИ
С буквой И всегда пиши:
Ёжики, мыши, ужи,
Лужи, лыжи, камыши,
Чижи, ежи, ужи, стрижи –
Запомни слоги ШИ и ЖИ.
ЩА и ЧА, ЩА и ЧА –
Чаща, роща и свеча,
Туча, пища, саранча –
С буквой А и ЩА, и ЧА.
Сочетания ЩУ и ЧУ
Пишем только с буквой У!
Щучка, чушка, ухвачу
И кричу, лечу, свищу!
(Но есть слова исключения: парашют, брошюра, жюри. )
- Ребята, спишите с доски слова, вставляя пропущенные буквы. Букву, которую вы вставили следует подчеркнуть.
На доске записаны следующие слова: обещ…ние, овч…рка, ж…знь, кувш…нка, ч…вство, молч…ние, прощ…ние.
2. Первичная проверка понимания.
Работа в тетради (упр. 72, стр. 59)
- Впишите пропущенные буквы-окончания слов. Составьте с одним из слов предложение. Запишите предложение.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.
Работа по учебнику (упр. 8, стр. 118)
- Ребята, прочитайте предложения.
- О ком в каждом из предложений говорится?
- На какой вопрос эти слова отвечают?
- Что говорится о дятле?
- Что говорится о лягушке?
- Что говорится о кузнечике?
- На какой вопрос отвечают слова «стучит» и «трещит»?
- Каждое предложение измените так, чтобы в нём говорилось о нескольких животных.
- Первое предложение дополните словами «в траве», «зелёный», чтобы получилось новое предложение.
Заслушиваются ответы учеников.
- Ребята, запишите о любых животных два изменённых предложения. Подчеркните слоги, в которых есть сочетания ЧУ, ЧА, ЩА.
4. Творческое добывание и применение знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, которые построены на основе усвоенных умений и знаний.
Работа по учебнику (упр. 11, стр. 120)
- Прочитайте отрывок из сказки.
- Вспомните название сказки.
- О ком эта сказка?
- Устно сделайте разбор слова «журавль».
- Ответьте на вопросы в конце упражнения.
- Вспомните и расскажите продолжение сказки.
- Выпишите из отрывка сказки слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных умений и знаний. Словарная работа.
- Ребята, как называются слова, которые невозможно проверить? (Словарные слова.)
- Сейчас будем записывать слова под диктовку. (Пенал, машина, тетрадь, карандаш, ученик, язык, учитель.)
Способ проверки: ПК. Тема «Буквосочетания ЩА-ЧА. Словарная работа».
6. Самостоятельная работа. Работа по учебнику (упр. 12, стр. 121). Способ проверки: взаимопроверка.
7. Подведение итогов урока.
- Ребята, какую тему мы сегодня изучали на уроке?
- Что вы интересного узнали о буквосочетаниях ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА?
- Какие секреты вы открыли для себя?
- Что нужно сделать, чтобы правильно писать слова с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА?
- Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА?
8. Рефлексия.
- Ребята, закончите предложения:
Я сегодня закрепил знания о ….
Самое интересное задание ….
Я уверен, что ….
Я выполнял задания ….
Свою работу я оцениваю ….