Елена Иванова
Технологическая карта урока по биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс : 5
УМК: Введение в биологию, авторы: Н. И. Сонин, А. А. Плешаков, Москва, «Дрофа», 2015 г.
Тема: Жизнь в морях и океанах
Тип урока : открытие нового знания
Цели урока :
- по достижению личностных результатов:
развивать интерес к изучению природы методами естественных наук, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- по достижению метапредметных результатов:
Публикация «Технологическая карта урока по биологии 5 класс „Жизнь в морях и океанах“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
- по достижению предметных результатов:
знать сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов, характеризовать условия жизни в различных средах обитания.
Планируемые образовательные результаты:
- Создать условия для формирования знаний о разнообразии организмов в морях и океанах
Уметь:
- характеризовать условия жизни организмов; выявлять черты приспособленности к определенным условиям;
- составлять алгоритм и использовать его при рассуждении
- анализировать и классифицировать изученные организмы, делать выводы, обобщать полученные знания.
Основные понятия, изучаемые на уроке : планктон, прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы.
Организационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы работы УУД
1)Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
Цели:
- создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность Здравствуйте, ребята! Доброе утро. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке биологии. Пусть девизом нашей встречи будут следующие утверждения… Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия. Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие, для того чтобы получить новые знания мы станем настоящими детективами. Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания, накопленный практический опыт, но и должен обладать определенным чутьем, интуицией, воображением и уметь оценивать свои действия.
А чтоб урок пошел каждому впрок, активно включайся в работу дружок Я рада вас видеть, и хочу, чтобы наш урок прошёл успешно. Успешным он будет, если всем нам будет интересно.
У вас на столе лежит индивидуальная карта оценки, в которой вы будете отмечать каждое выполненное задание.
Подготовка рабочего места.
Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу
Фронтальная
Личностные:
уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность,
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме.
2) Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала Проверка дом задания Как готовы вы сегодня к уроку?
Беседа по вопросам
1. Перечислите природные зоны.
2. От чего зависит распространение природных зон.
3. Какое природное сообщество самое бедное?
4. Почему влажный тропический лес самое богатое сообщество?
Выполняют тест.
Отвечают на вопросы.
Выполняют тест.
Сверяют с эталоном.
Выставление оценки за тест.
Фронтальная Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования.
3) Мотивационно-целевой
(Постановка проблемы)
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений Мы с вами изучили животный и растительный мир материков. Где могут обитать еще растения и животные кроме материков?
Загадки.
1. Состоит он из морей
Ну, давай, ответь скорей
Это – не воды стакан,
А огромный …. (океан)
2. Без конца и края Лужа
Не страшна ей злая стужа.
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли (море)
Вчера ко мне обратились живые организмы: планктон, акула, камбала, скат, военный португальский кораблик и ещё непонятный объект причудливой формы с органами свечения. На сегодняшний день неизвестно, где они должны находится. Надежда только на особый союз детективов нашей школы, задача которых распределить заблудившиеся организмы по своим этажам.
Определяют тему урока из слов океан, море, жизнь.
Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
Ставят проблему.
«Как заселены живыми организмами моря и океаны»
Оценивают выполнение заданий в листе самооценки
Вводная беседа Познавательная - анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
4)Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление учащимися новых знаний
Сейчас внимательно смотрим видеоролик, после которого будете выполнять задания.
После просмотра ролика:
- давайте сформулируем определения: прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы, планктон.
Учащиеся ставят цель урока.
- исследовать условия жизни организмов, выявить черты приспособленности к определенным условиям,
Особенности живых организмов в водной среде
Прикрепленные организмы – это организмы, которые прикрепляются к грунту, прирастают к камням и не способны передвигаться.
Свободноплавающие организмы – это организмы обладающие способностью плавать в открытой воде, имеющие обтекаемое тело и мощные мышцы, позволяющие развивать большую скорость движения.
Планктон – парящие и плавающие в воде растительные и животные микроскопические организмы, не способные противостоять течению воды. Работа по изучению нового материала Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Коммуникативные- сотрудничество в поиске информации
Регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном.
5) Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач
(Первичное закрепление)
Цель:
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков После просмотра фрагмента видеоролика организует работу в парах
- Сейчас работаем в группах, у каждой группы свое задание, на выполнение которого отводится 10 минут, затем вы должны представить свою работу, при этом должен участвовать каждый из группы. При выполнении заданий можно пользоваться учебником п. 26 стр. 121-123
Каждая группа создает коллаж по изученной зоне и рассказывает от имени одного из обитателей почему, он живет именно здесь, что ему нравиться, чем привлекает данная зона, почему? Работают в парах, выполняют задания, взаимодействуют между собой, сотрудничают, выслушивают мнение друг друга
Зона Трудности (проблемы, задача) Организмы Приспособле-ния
Работа с учебником (работа в парах)
Работа с текстом,
иллюстративными карточками
(работа в парах) Регулятивные:
Планирование, прогнозирование
Познавательные
выбор наиболее эффективных способов решения
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
6)Обобщение усвоенного и включение нового знания в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД (Повторение)
Цель: обобщить и систематизировать полученную информацию
Организует представление групп.
корректирует при необходимости.
Представляют свою работу. Выступает по одному представителю от пары. Зачитывают графы таблицы
1 пара
Зона Обитатели Трудности зоны Приспособления
Мелководья Мидии, устрицы, водоросли, конек-тряпичник, пескожил, скат, камбала прибойная волна, приливы, отливы, морские птицы; удержаться, скрыться Клейкие нити, прирастают – это прикрепленные организмы, зарываются в песок, имеют плоское тело окрашенное под цвет грунта - незаметны
2 пара
Зона Обитатели Трудности зоны Приспособления
Открытой воды Дельфины, акулы, тунцы – свободноплавающие;
Рачки, медузы, однокл. Водоросли, инфузории, личинки моллюсков – планктон. (негде спрятаться, приспособления для плавания) Обтекаемое тело, мощные мышцы, плавники – быстро плавют, мелкие, легкие, парящие, плавающие
3 пара
Зона Обита-тели Трудности зоны Приспособления
Глубоководная Рыба-удильщик темно, нет растений, приспособления к темноте Темная окраска тела, светящиеся приманки
Индивидуальная работа.
Умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности). Умение организовывать учебное сотрудничество и Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей, владение устной речью. Умение высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. Выслушивают собеседников, высказывают свое мнение, аргументируют его. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
7)Анализ результатов работы
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями. Помогает сделать выводы
Викторина “Загадки подводного мира” (игра «Кто где живет»)
Экологическая сказка. Жил был старик со старухой у синего моря. Закинул дед невод. Пришёл невод с тиной морской, стеклянными бутылками и мусором. Закинул во второй раз, выловил рваный башмак и ржавые банки. А среди них золотая рыбка. Не отпускай меня старче в синее море, я там погибну. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо Делают вывод:
В океанах можно выделить несколько зон, отличающихся по составу обитателей и условиям, - это мелководье, открытая вода и глубоководная зона. Все организмы приспособлены к тем условиям среды, в которых обитают.
Работа в парах Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение.
Рефлексия
Цель: самооценка результатов деятельности на уроке 1. Что вы считаете главным на уроке?
2. Что было трудным?
Что узнали нового?
Было ли интересно на уроке
- Какое у вас настроение после урока?
- Спасибо за работу. Урок окончен. Оценки за урок.
Оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты. Выставляют себе итоговую оценку в оценочном листе.
Фронтальная Регулятивные: оценивать свою деятельность
Личностные: мотивация к познанию и учебе
Домашнее задание Д. З. параграф 26, р. т. № 187,190 Записывают домашнее задание