Ольга Кириллова
Технологическая карта урока Орксэ «Искусство в религиозной культуре» для 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Общая часть
Предмет ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Тема урока «Искусство в религиозной культуре» (1 урок по теме).
Тип урока Открытие новых знаний
Цель
Задачи Создать условия для осознания учащимися значимости искусства в разных религиозных культурах в жизни человека.
Публикация «Технологическая карта урока Орксэ „Искусство в религиозной культуре“ для 4 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• формировать образ мира через знакомство с жанрами искусства как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
• развивать умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• воспитывать толерантное отношение обучающихся к ценностям культурных традиций религий мира;
• познакомить учащихся с предметами искусства, встречающихся в церкви и мечети.
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные (УУД) Личностные
Знать понятия «искусство», «икона», «фреска», «мозаика», «арабески», «каллиграфия»;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении монологических высказываний; анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания; контроль и коррекция своей деятельности.
Познавательные: умение находить необходимую информацию, применяя методы информационного поиска; анализировать объекты с целью выделения признаков.
Коммуникативные - готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Развитие навыков сотрудничества со взрослым в разных социальных ситуациях,
формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Коррекция нарушений развития ребенка Коррекция и развитие монологической речи.
Основные понятия и термины «Искусство», «икона», «фреска», «мозаика», «арабески», «каллиграфия»
Средства обучения Учебник: «ОРКСЭ. «Основы мировых религиозных культур»» 4 класс, А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов, М «Просвещение», 2017г. ;толковый словарь С. И. Ожегова, презентация мультимедиа, видеофрагменты.
Методы обучения Словесные, наглядные, практические.
Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационно-мотивационный. Улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем друг другу успеха. Эмоционально настраиваются на урок.
2. Опрос-актуализация. 1. Решим кроссворд:
1. «Дом собраний» у иудеев.
2. Место для икон в православном храме.
3. Росписи стен в христианских храмах.
4. Буддийское религиозное сооружение.
5. Переносной шатёр у древних евреев.
6. Священная книга иудеев.
7. Башня, с которой мусульман призывают на молитву.
8. Направление в христианстве.
9. Многоярусные священные строения в буддизме.
-Какое слово получилось по вертикали в красных окошках? (Слайд 1)
- Что же такое искусство? Найдём это определение в толковом словаре.
-Какие виды искусства вы знаете? Решают кроссворд:
1)Синагога.
2)Иконостас.
3)Фрески.
4)Ступа.
5)Скиния.
6)Свиток Торы.
7)Минарет.
8)Православие.
9)Пагоды.
(ИСКУССТВО)
-«Творческое отражение действительности в художественных образах» (Ожегов)
-Живопись, музыка, архитектура, театр П. -анализ объектов с целью выделения признаков, умение работать с дополнительными источниками.
Р. -принимать и выполнять учебную задачу.
К. - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
3. Целеполагание. -Как вы думаете, почему именно это слово звучит сегодня на уроке ОРКСЭ?
(Слайд 2)
-Обратите внимание на изображения религиозных сооружений и скажите об искусстве в каких религиях мы сегодня будем узнавать? Ответы учащихся.
-Познакомимся с видами искусства в религиях христианство и ислам.
Р. -способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания
4. Открытие нового знания.
1. Искусство в религиозной культуре христианства.
Работа с презентацией. -Наша страна многонациональна. У каждого народа свои традиции, культура и искусство.
(Слайд 3)
-Где мы находимся?
-Что видите на стенах?
-Христиане уверены в том, что на Земле родился Сын Божий - Иисус Христос. О нём люди писали книги, а позже стали изображать на специальных досках и самого Иисуса Христа, и его мать Марию, и других святых. (Слайд 4)
Рассмотрите иконы. В чём их особенность?
(Слайд 5)
- Символом русского духа стала икона «Троица» Андрея Рублёва Её называют светом иного мира. Тайна её до конца не раскрыта.
(Слайд 6)
-А Владимирская икона Божией матери считается чудотворной. Как вы понимаете это слово?
-Да! Чудесным образом она 2 раза спасалась из горящих храмов. А когда к Костроме подступило монголо-татарское войско, она своими лучами обратила их в бегство, и дружина князя Василия была спасена.
-Какие иконы знаете вы?
-Обратите внимание, что роспись на стенах по сырой штукатурке называется фреска, а образы из кусочков цветного стекла – мозаика.
(Слайд 7)
-Что вы видите?
-Как вы думаете - колокола являются
произведениями искусства? Почему?
-Послушайте голоса колоколов (видеофрагмент «колокольный звон»).
Они созывали христиан на ратный труд, возвещали о бедах и радостях.
В церкви
Изображения святых
Центральное расположение образа.
Нимб вокруг головы, большие глаза, печальный и строгий взгляд. Золото, синий и белый цвета.
Творящая чудеса.
Ответы учащихся
Р. - следовать плану реализации учебной задачи.
П. -умение наблюдать и сравнивать,
делать умозаключения.
Л. - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;
-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Физминутка. Демонстрирует видеофизминутку. Выполняют движения по образцу. Л-профилактика утомления
2. Искусство в религиозной культуре ислама. - Изображение какого священного сооружения вы видите? (Слайд 8)
-Что вы увидели?
-Есть ли изображения людей?
-Дело в том, что в исламе не рекомендуется изображать людей и животных.
(Слайд 9)
- Почему здесь написаны слова «каллиграфия» и «Коран»? Что обозначают эти слова? Выдвиньте свою гипотезу о связи этих понятий.
-Коран передает прямую речь Бога, поэтому это письмо должно быть очень красивым. Вот почему искусство каллиграфии считается в исламе самым благородным искусством.
(Слайд 10) Для украшения своих священных зданий, книг мусульмане используют орнамент. Сложный орнамент называется арабески. Исламская мечеть Тадж-Махал
Описывают внешнее и внутреннее убранство мечети: во дворе бассейны и фонтаны, резные двери, ажурные решётки, узоры на стенах
Нет
У мусульман есть священная книга – Коран.
Каллиграфия – красивое письмо. К-умение строить монологическое высказывание.
П. -формирование навыков частично-поисковой деятельности.
Л. -развитие учебно-познавательной мотивации.
5. Первичное закрепление нового материала.
Работа с учебником. 1) Прочитайте раздел «Это интересно». –Что нового вы узнали об иконах?
2) Прочитайте последний абзац на с. 48 и ответьте на вопрос, из чего состоит узор арабески? Дети работают с текстом и выполняют задания, отвечают на вопросы. Р. -контроль, коррекция.
П. -умение работать с текстом.
К-умение правильно строить речевое высказывание.
6. Обобщение и систематизация.
1. Работа в тетради. Запишите в тетради в 1 столбик названия предметов искусства в религии христианство, во 2 столбик – предметы искусства в религии ислам. Выполняют задания, осуществляют взаимопроверку. Р. - умение преобразовывать познавательную задачу в практическую
К. - умение взаимодействовать с партнёром
2. Игра «Лови ошибку» -Изображения ликов святых называется «арабески».
-Чудотворной иконой считается «Троица» Андрея Рублёва.
-В Священном писании христиан Коране изображены священные животные.
-Сложные орнаменты в украшении мусульманских святынь - это каллиграфия. Учащиеся исправляют ошибки, аргументируя свою точку зрения. Р. -умение контролировать учебную деятельность.
П. -умение обобщать изученное.
К- умение аргументированно высказывать свое мнение.
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Вместе с родителями найти названия самых известных икон. Попробовать самим придумать и нарисовать орнамент – арабески. Фиксируют задание в дневнике. П. - осуществлять поиск необходимой информации для решения учебного задания с помощью дополнительной информации.
8. Рефлексия. -Что нового узнали?
-Удалось решить поставленную задачу урока?
-Что было наиболее интересным?
-В чем были трудности?
-Какое настроение в конце урока? Оценивают свою работу на уроке. Р. -оценка своих достижений на уроке.
Л. -самоопределение.